В мае 2015 года в Германии скончалась гениальная отечественная балерина Майя Плисецкая, ей было 89 лет. Она так и не родила детей, дважды была в браке, а уж мужчины моментально и на долгие годы теряли от нее голову. Причем лучшие мужчины, и не только СССР, но и во всем мире.
Первый ее мужчина повесился в туалете, а воздыхатель-дипломат заманивал ее в лес. Фидель Кастро был ею очарован, Роберт Кеннеди много лет подряд слал ей подарки в день ее рождения.
Майя родилась в привилегированной еврейской семье. Дед по линии матери был уважаемым евреем, работал зубным врачом, к которому в очередь выстраивалась чуть ли не вся Москва.
Мама Майи Плисецкой, Рахиль Мессерер, была актрисой немого кино. Рахиль была женщиной разумной – отвергала ветреных поклонников, выбрав в мужья востребованного инженера, специалиста по разработке природных ресурсов Михаила Плисецкого. Он привез семью на Шпицберген, где разрабатывал месторождение, а затем служил консулом.
Когда его репрессировали, Рахиль очутилась в лагере для жен изменников Родины с третьим крошечным ребенком (двух старших разобрали родственники, чтобы те не попали в детский дом). Майя досталась тете Суламифи Мессерер, балерине Большого театра. Худенькая артистичная девочка была отдана в 7-летнем возрасте в хореографическое училище, и вся ее дальнейшая жизнь была связана с танцем.
Какой в повседневной жизни и в общении была Майя Михайловна? Одну ее черту отмечают все: она была острой на язык, язвительной. Ее разум был столь же стремителен, как ее движения в танце. Ей не составляло труда в компании остроумно пошутить над кем угодно, у нее было прекрасное чувство юмора, она не чуралась и «черного юмора».
В молодости дружила с Лилей Брик и прочими богемными персонами. Все они тайно или явно имели дело с КГБ – в те годы это было в порядке вещей.
«Майя всегда себя чувствовала совершенно отдельной персоной, — говорит балерина Ксения Рябинкина, мать актера Евгения Стычкина. — Считала, что все правила, жизненные и человеческие, ей не подходят. Она любила мужчин, у нее было много романов… Это ее жизнь!» (с)
Со вторым и последним мужем, композитором Родионом Щедриным, с которым Майя Михайловна была в браке на протяжении 57 лет, она познакомилась в гостях у Лили Брик. Майя, как всегда, блистала остроумием и стала обидно шутить над Родионом, его это задело.
Так что сначала он ее невзлюбил. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Несмотря на раздражение Родиона, между ними пробежала искра и начался страстный роман.
Будучи женой Родиона Щедрина, Плисецкая продолжала танцевать. Она никогда не принадлежала к типажу «женщина-жена» или «женщина-мать», это была Женщина-Муза в худеньком теле, на котором трогательно выступали пучки мышц. Даже в самом преклонном возрасте, разменяв 8-й десяток, она оставалась невероятно хрупкой.
Чтобы достойно и модно выглядеть на заграничных мероприятиях, ей позволили сотрудничать с Пьером Карденом. Они с Майей подружились, и впоследствии он одевал балерину и на сцену, и на публичные выходы.
Как было сказано выше, Плисецкая сотрудничала с КГБ. Она сама сделала этот факт общественным достоянием, подробности описаны в ее автобиографической книге. В те годы это не было чем-то постыдным: ты или сотрудничаешь с КГБ, или можешь поставить крест на своей карьере. Майя выбрала первое.
Во время гастролей театра в США балерина познакомилась с братом президента – Робертом Кеннеди. Конечно, это знакомство состоялось отнюдь не просто так, а под чутким руководством КГБ. Майя Михайловна была замужем, но этот факт во время заграничных гастролей не афишировался.
В 1962 году когда США и СССР чуть было не вступили в войну из-за Кубы, но вовремя остановились. В том же году Плисецкая знакомится с Робертом. В тот день артистов сначала отправили на пресс-конференцию, сопроводив наставлениями: «Газетчики хотят вас видеть. После Кубы это важно!», а потом на фуршет.
В ходе светской беседы (рядом с ними был переводчик) выяснилось: Плисецкая и Кеннеди, оказывается, оба родились в один день: 20 ноября 1925 года. На Роберта это произвело сильное впечатление, он даже чмокнул балерину в щеку.
«А где вы будете в свой день рождения?» – спросил Кеннеди. «Кажется, в Бостоне», – неуверенно ответила Плисецкая, припоминая расписание гастролей. «Я пришлю вам подарок», – заявил Роберт…
20 ноября, в день своего 38-летия ее разбудил стук в дверь в номере бостонской гостиницы. Посыльный принёс подарок: гигантский букет белых лилий и золотой браслет. Чуть позже позвонил сам Роберт. Плисецкая довольно слабо изъяснялась на американском английском, а Роберт что-то горячо и быстро говорил в трубку, она с трудом понимала смысл, в лучшем случае, половины.
Впоследствии он исправно присылал в ее день рождения подарки, умудряясь сделать так, что Майе их доставляли даже в СССР, строго утром 20 ноября.
Общение Майи и Роберта продолжалось несколько лет под присмотром «вежливых людей», которые отслеживали каждое их свидание. Очевидно, что позволь балерина Роберту побольше вольностей, и отношения перешли бы в иную плоскость.
В 1963 году убили Джона Кеннеди, и Майя выразила соболезнования Роберту. Он после смерти брата оставил юстицию и стал сенатором. После убийства Кеннеди Майя и Роберт виделись еще несколько раз: в Москве, в Нью-Йорке, и на приеме у вдовы Жаклин Кеннеди. Каждый раз, словно неотступная тень, за парочкой следовал КГБ-шный куратор, которого Майя даже знала по имени.
«Флирт – не флирт. Игра – не игра. Зов – не зов. Но тяга – была, он мне регулярно звонил. Интерес – был. Любопытство – было. Новизна – была. Непривычность – была», – так описывала Майя Михайловна свои чувства к Кеннеди.
В июне 1968 года Робера Кеннеди застрелили ночью в отеле в Лос-Анджелесе, политику было 42 года. В тот день балерина отменила репетиции и вместо утвержденной в театре программы исполнила танец «Умирающего лебедя» в знак скорби о Кеннеди.