Маргарита, Ассоль, Гуттиэре – а в реальности обычная женщина. Романы, страсть и одиночество Анастасии Вертинской

В детстве Настю не приняли в балетное училище из-за упитанности. А свою старшую сестру она из ревности к отцу называла «Шанхайкой». Когда ее первый муж, Никита Михалков, привозил ей рыбу и заставлял чистить, она легко могла начать скандал.

Читая подробности биографии Анастасии Вертинской, сначала охватывает возмущение от самоуверенности этой девчонки. Своенравная, купающаяся в любви родителей, «с серебряной ложкой во рту». Но потом проникаешься к ней симпатией: она прожила яркую, наполненную событиями (местами драматическими), молодость.

Жила, как умела. Взахлеб и на полную мощность любила, переживала, страдала, ненавидела.

Родителями Анастасии были культовый певец и поэт Александр Вертинский и актриса Лидия Циргвава, которая была моложе мужа на 34 года. Перед рождением младшей дочери они вернулись из Китая, где жили в эмиграции, назад в Советский Союз. Настя появилась на свет 19 декабря 1944 года.

Кто давно читает канал, тот в курсе, что я всегда уделяю внимание детству человека. До 7-8 лет закладывается фундамент психики (различные психопатии всегда берут корни из детства), способы реагирования на стресс, базовое доверие миру. И от этого впоследствии зависит, как сложится жизнь человека.

Несмотря на послевоенные годы, дочери Вертинского получили блестящее образование. Родители старались дать им все самое лучшее, всесторонне развивать, привить чувство собственного достоинства (и исключительности, чего уж греха таить).

Девочки росли, что называется, «палец в рот не клади – откусит».

Со стороны может показаться, что это была идеальная семья. Но все было наоборот. Современные психологи пришли бы в ужас от того, сколько психотравм было у этих детей. Повышенные требования, необходимость соответствовать самой высокой планке, потребность в признании, физические наказания.

Из воспоминаний Вертинской о детстве:

«В детстве у меня было такое хулиганство – таскала у папы их кармана мелочь. Просто ради риска. Папа, конечно, об этом знал. И как-то за обедом спрашивает, по обыкновению грассируя: «Какая-то воговка вчера ук-х-ала у меня деньги. Вы не знаете, кто это?»

Глядя чистыми голубыми детскими глазами, я говорила, нет. Он спрашивал: может, тебе дать денег? Я – нет. И продолжала воровать. У него хватало мудрости не делать из этой странной детской игры какой-то криминальный случай.

Порола нас в основном мама. При папе пороть нас было нельзя — он хватался за валидол, убегал, а мы прятались под полами его домашнего халата. И вот он стоял такой худой, но книзу расширяющийся, и когда мама влетала с линейкой – она порола нас линейкой – и спрашивала: «Саша, где дети?» – он не мог ей соврать, тихо говорил: «Лилечка» и опускал глаза вниз.»

В 1961 году вышел фильм «Алые паруса», в котором 16-летняя Анастасия Вертинская исполнила роль Ассоль. Это было началом ее большой актерской славы.

После первых ролей ее начали называть в советских газетах (в обзорах кинематографа) «неземной», «инопланетянкой» и «советской актрисой с антисоветской внешностью», а зарубежная пресса сравнивала ее с Вивьен Ли.

Уже к 20-летнему возрасту Анастасия Вертинская по праву считалась одной из красивейших женщин Союза. Ее внимания добивались лучшие мужчины. Но первым мужем стал молодой Никита Михалков.

Анастасия Вертинская, как и ее сестра Марианна, относились к так называемой «золотой молодежи» Советского Союза 60-х гг. Конечно, их привилегии в те годы не идут ни в какое сравнение с привилегиями нынешних «золотых деток». Не было ни лимузинов, ни охраны, ни частных джетов. И тем не менее, все базовые потребности были закрыты. Можно было спокойно строить карьеру и личную жизнь.

Сначала ее старшая сестра – Марианна Вертинская – познакомилась и начала романтические отношения с Андроном Кончаловским. У него был младший брат Никита. Эти братья были отнюдь не простыми парнями.

Мало того, что они тоже принадлежали к так называемой «золотой молодежи» Союза, так еще и обладали сложным психологическим профилем уже с юности. Клубок психологических конфликтов и психотравм имел место быть. Ну, что взять – творцы, они такие.

Итак, Марианна встречалась с Андроном. Он, будучи дамским угодником и, судя по всему, нарциссом, причинил ей боль. Они запланировали дату свадьбы. Потом Андрон уехал на съемки в Киргизию, там повстречал Наталью Аринбасарову, и расстался с Марианной, наплевав на обещания. Она после этого пыталась свести счеты с жизнью, но это уже совсем другая история…

Итак, 20-летняя Анастасия знала, что старшая сестра встречается с Михалковым-старшим. На одну из вечеринок Настя пришла в компании влюбленного в нее 23-летнего Андрея Миронова. На вечеринке был 19-летний Никита Михалков. Он был влюблен в Настю, но даже не надеялся, что красавица ответит ему взаимностью. Вот как он вспоминал тот роковой вечер спустя несколько десятилетий:

«Я очнулся на лестничной клетке этажом ниже квартиры Дыховичного. Мы стояли у окна, обнявшись, и целовались, бесконечно и неудержимо… Если бы это было летним днем, я назвал бы случившееся солнечным ударом.

Я никогда потом не спрашивал Настю, что тогда произошло, как не спрашивал ее и о том, почему она пришла туда – намеренно или случайно. Смешанное чувство удивительного счастья и страшного греха меня не покидало.» (с)

Когда стало ясно, что Анастасия в положении, яркость чувств Михалкова пошла на спад. Вскоре после рождения сына Степана пара сыграла свадьбу. Молодая творческая чета стала жить вместе, как миллионы советских семей. Но Настя была не в своей тарелке. Ей хотелось сниматься, она «подсела» на боготворение публики, как на наркотик. А семейная жизнь не подразумевала карьеру.

Никита то и дело требовал от нее то чистоты дома, то кулинарных шедевров. Он увлекался рыбалкой, привозил много рыбы и требовал от молодой жены чистить, потрошить и готовить улов. Ее это раздражало. Начались скандалы.

В общем, спустя три года брака они развелись и игнорировали друг друга долгих 20 лет. Сын Степан был «сброшен» на бабушек-дедушек-нянь.

После развода с Михалковым Анастасия окунулась в бурную реку жизни с головой.

Они с сестрой были, без преувеличения, самыми яркими женщинами Союза 60-х гг. Соревноваться с ними могла, пожалуй, разве что Наташа Кустинская, которая тоже была с «серебряной ложкой с рождения». Приезжие артистки, которые брали столицу штурмом (Гурченко, Варлей, Терехова), а режиссеров – измором, прилагали гигантские усилия для получения ролей, не шли ни в какое сравнение с Вертинскими.

У сестер было врожденное, а после еще и тщательно выпестованное родителями, чувство собственного достоинства и аристократизм.

Почти сразу после развода с Никитой Михалковым Анастасия начала отношения с молодым певцом Александром Градским.

Ходили слухи, что она стала встречаться с Градским еще будучи в браке, за спиной у Михалкова, и это обстоятельство привело молодого режиссера в бешенство. Он искал встречи с Градским, чтобы собственноручно наказать мерзавца, но, к счастью, обошлось без драк.

После Градского в жизни Анастасии Александровны были романы с Олегом Ефремовым, Народным артистом Михаилом Казаковым, позже она отказалась от карьеры (последняя еще роль была более 20 лет назад) и предпочла одиночество. Но об этом я расскажу во 2-й части публикации, она выйдет завтра.

Оцените статью
Маргарита, Ассоль, Гуттиэре – а в реальности обычная женщина. Романы, страсть и одиночество Анастасии Вертинской
Звезда фильма «Станционный смортитель» — Марианна Кушнерова, роли и неудачный брак с режиссером, который оставил ее ради 14-летней актрисы