Марк Наумович Нейман родился в еврейской семье на черниговщине. Впоследствии семья переехала в Харьков. Отец был старьевщиком, мать домохозяйкой. Когда мальчик заканчивал школу, он уже подрабатывал расклейщиком театральных афиш и театральным зазывалой. Мир театра манил его, дарил невероятные мечты о красивой жизни.
Ему удалось стать статистом в театре и как казалось молодому человеку, мечты стали гораздо ближе. Дебютировал молодой человек в спектакле «Мадам Помпадур» в роли кельнера. Оглядевшись по сторонам, Марк начал усваивать театральные порядки и придумал себе звучный сценический псевдоним «Бернес».
Восемнадцатилетним Марк отправился покорять Москву, став одновременно «артистом Больших и Малых театров» — а по сути устроившись статистом в оба театра. Поначалу работал по принципу «Фигаро здесь, Фигаро там», а потом начал выступать на сцене Московского драматического театра. Отец Бернеса, узнав о решении сына, бушевал и призывал на голову новоиспеченного артиста кары небесные — он-то мечтал получить из сына счетовода!
Но с выбором Марка пришлось смириться. Актера стали приглашать в кино — сначала брали на небольшие роли в фильмы «Заключенные», «Шахтеры». Потом Бернес снялся в фильме «Человек с ружьем», спел «Тучи над городом встали». Эта песня, задушевное исполнение при совсем небольшом голосе сделало из вчерашнего неизвестного паренька сенсацию.
Теперь Бернесу поступали предложения на роли «с пением». Старшее поколение прекрасно помнит песню «Любимый город» из фильма «Истребители». Этот фильм посмотрели 27 миллионов зрителей.
А потом последовали «До свидания, города и хаты», «Спят курганы темные», «Шаланды» и «Темная ночь». Артист был невероятно популярен. Во время войны Бернес много снимался в боевых киносборниках, сыграл довольно известную роль шофера Минутки в фильме «Великий перелом» и сделал бессмертной песню фронтового шофера «Эх, путь-дорожка». Сотрудничество с Никитой Богословским и поэтом Александром Фатьяновым подарило Бернесу еще одну песню «Три года ты мне снилась».
На эстраде в качестве певца Марк начал выступать после войны, практически каждая его песня принималась очень тепло, ведь содержание было понятным и близким каждому человеку, все его песни задевали в душе какую-то очень чувствительную струну.
А теперь неожиданное — заслуженные артист Советского Союза и певец не знал нот. Но участвовал в создании песен наравне с композиторами и поэтами. Он обладал великой интуицией, позволявшей понять и услышать песню внутренним слухом
В 1950-е и 1960-е годы Марк Бернес играл в кино сложные характеры, воплощая образы людей с трудной судьбой. Достаточно вспомнить его Еремея Окладникова в исторической драме “Море студёное”, Афанасия Чубука в приключенческом фильме “Школа мужества” , Ивана Родионова в историко-революционном фильме “Они были первыми” , Павла Обручева (Огонек) в детективе “Ночной патруль” , полковника Сергея Прошина в драме “Это случилось в милиции”.
Многие любят фильм «Разные судьбы» и конечно же слышали роман влюбленного композитора Рощина. Так вот этот роман исполняется Марком Бернесом. Популярность у артиста была невероятная. И он умел ею пользоваться.
Близкие друзья называли Бернеса «Сам себе Наумычем» — артист оказался неплохим предпринимателем. Он обожал красивую жизнь — автомобили, рестораны, антиквариат, дорогую одежду и красивых женщин. Из зарубежных командировок привозил чемоданами дефицитные товары и сбывал их в комиссионных. Иностранцы знали, что выгодно валюту можно обменять у Бернеса.
Масштабы коммерции Бернеса по тем временам были неслыханными. Но до поры до времени власти спускали подобное поведение артисту с рук. Причины называют разные, но однажды в прессе появился фельетон. В те времена фельетон приравнивался к выстрелу.
За ним последовали статьи, письма с призывами разобраться с пошлой манерой пения. Артисту закрыли концерты и выступления на три года. Он бедствовал. Но вскоре власти сменили гнев на милость и Бернес снова стал выступать и сниматься. Но эти три года были страшными.
Страшными еще и потому что в это время Марк воспитывал дочь один. Жена его, ослепительная актриса Паола Линецкая, которую в свое время молодой и бесшабашный Марк увел у знаменитого и состоятельного режиссера, умерла в сорок пять лет от онкологии. Умирала в томительном одиночестве. За два года до ее смерти Бернес, опасавшийся онкологии до смерти, приказал разделить квартиру на две части.
Развилась настоящая фобия. Он не заходил к жене, не говорил с нею, не пользовался одними вещами. По иронии судьбы сам Бернес умрет тоже от онкологии в пятьдесят семь лет.
Второй женой стала Лилия Бодрова, которую Бернес тоже увел от мужа — состоятельного кинооператора Люсьена. Она ушла к Бернесу с сыном Жаком, так что до конца жизни артист воспитывал двух детей — свою дочь и приемного сына. Лилия украсила жизнь певца, он не хотел с ней расставаться и поставил организаторам концертов условие — объявлять выступление Бернеса даже при наличии профессиональных конферансье будет только Лиля.
Бернес исполнил уже «Хотят ли русские войны?», «С чего начинается Родина?», «Если бы парни всей земли», «Я работаю волшебником», «Я спешу, извините меня», » Сережка с Малой Бронной», «Песня о Белграде» (как красиво звучит в этой песне скороговорка «белградцы, белградки, белградочки»).
Он был первым исполнителем песни «Течет река Волга», которая потом перешла к Людмиле Зыкиной. Он же спел песню молодого тогда Владимира Высоцкого «На братских могилах».
Пронзительная и щемящая песня «Враги сожгли родную хату» на слова Исаковского была написана и исполнена в 1945 году другим певцом и не была замечена. И только Бернес смог спеть эту песни с невероятной болью, так, что она дошла и до наших времен.
Последней записью певца стала песни «Журавли» — еще один памятник Великой войне. Кроме него, никто не может исполнить эту песню с такой задумчивой и сдержанной скорбью.
Так получилось, что в малом строю белых журавлей нашлось место и для самого Марка Бернеса, непревзойденного певца.