20 ноября 1927 года в сибирском селе Бергамак на свет появился будущий народный артист Михаил Ульянов.
На его счету были десятки ярких героев — Трубников в «Председателе», Митя Карамазов в «Братьях Карамазовых», генерал Чарнота в «Беге», старик Афонин в «Ворошиловском стрелке», Понтий Пилат в «Мастере и Маргарите».
За долгую творческую жизнь с Ульяновым произошло немало забавных случаев, о которых и сегодня ходят легенды в актёрских кругах.
В фильме «Егор Булычёв и другие» у Михаила Ульянова была главная роль, а на эпизодическую роль трубача режиссёр Сергей Соловьёв пригласил Иннокентия Смоктуновского. Когда Ульянов узнал об этом, то поставил режиссёру ультиматум: «Никогда Кеша не будет играть в этом фильме.
Никогда. Ни за что. Или Кеша, или я». В недоумении Сергей Соловьёв попытался выяснить, чем же Смоктуновский так не угодил обычно спокойному и сдержанному Ульянову. На что получил ответ: «Придёт Кеша, улыбнётся, дунет в трубу — и меня нет!».
Соловьёв никак не мог отказаться от Ульянова, который почему-то был уверен, что «Кеша» его переиграет одним появлением в кадре. Но и перед Смоктуновским режиссёру было очень неудобно. Он юлил, как мог: говорил, что съёмки остановлены, возникли разногласия с оператором, случился брак плёнки и всё надо переснимать.
В результате трубача сыграл Лев Дуров, а Ульянов и Смоктуновский потом снялись вместе в четырёх фильмах. Ульянов настолько высоко ценил своего коллегу, что соглашался сниматься, только если у того была главная роль или оба играли второстепенных героев.
В спектакле театра Вахтангова «Антоний и Клеопатра» Михаил Ульянов играл Антония. По сюжету он должен был достать из-под камня меч и покончить с собой, с диким криком упав на острие. Меч был картонный и легко складывался под актёром.
На одном из спектаклей студенты подложили в реквизит вместо картонного меча настоящий, а статист вынес его на сцену и спрятал под камень. Растерянный Антоний, достав орудие убийства, тихо сказал: «Ой!..» и неловко завалился на бок, держа меч под мышкой.
Зрители подвоха не заметили, но после спектакля Ульянов с режиссёром решили разобраться с этим статистом. Им оказался Александр Ширвиндт, который тогда подрабатывал в театре.
Во время другого показа этого же спектакля в театр позвонила жена Михаила Ульянова. На сцене разворачивается кульминация, зал затаил дыхание, и тут по невыключенной громкой связи из-за кулис на весь зал раздаётся громкий голос помощника режиссёра: «Передайте Ульянову: как только умрёт, пусть сразу же позвонит домой!».
В спектакле «Мартовские иды» у актёра была роль Цезаря. В одной из сцен он сидел на троне, а когда из-за кулис появлялась ослепительная Клеопатра в исполнении Юлии Борисовой, актёр должен был говорить:
— Сколько раз я держал на коленях этого маленького свернувшегося в клубочек котёночка и слышал, как голосок возле плеча мне шептал…
Но однажды Борисова вышла и услышала:
— Сколько раз я держал на коленях этого маленького скотёночка… и он мне говорил… — Цезарь запнулся и окончательно забыл текст.
Актриса еле сдержалась, чтобы не расхохотаться, а потом каждый раз перед выходом на сцену за кулисами ей шептали: «Скотёночек, ты готова?».
Михаила Ульянова очень любили военные — в кино актёр 17 раз сыграл роль маршала Жукова. В Таманской дивизии ему подарили генеральский бушлат. Однажды зимой актёр поехал в нём на дачу, но по пути его остановил гаишник.
Когда Ульянов вышел из своего «жигулёнка», страж порядка оторопело отдал честь и произнёс: «Извините, товарищ маршал Советского Союза, счастливого пути!».
Актёр потом говорил, что в зеркале заднего вида он видел смотрящего ему вслед гаишника и вопрос в его глазах: «Маршал — и на такой машине?!».