У Василия Качалова было огромное число поклонниц, которые ожидали его на каждом шагу – у театра, у дома, на улицах города, и на гастролях. Неведомое до этого российскому обывателю чувства фанатизма, сотворение кумира из обычного человека проявилось по отношению к Качалову в полной мере.
Про него говорили, что театр не нужен, если есть один Качалов – талантливый, яркий, харизматичный, способный заворожить, заставить поверить.
До Октябрьской революции Василий Иванович жил с супругой Ниной Литовцевой богемной жизнью, у него были романы на стороне, деньги, он общался с Иваном Буниным, Сергеем Есениным, посвятившим ему питомцу стихотворение «Собаке Качалова».
В революционной Москве актер лишился приличного жилья, и вынужден был жить в двух комнатах дворницкой. Но он не унывал, а жил творчеством. Та самая дворницкая располагалась рядом с театром.
В 1919 году Василий Иванович вместе с коллегами гастролировал по южным городам России, а потом вернулся в Москву. После революции он был на стороне белых, но после их поражения власти не стали трогать известного актера.
В молодые годы Василий Качалов учился на юриста. Для оплаты учебы он выступал на сцене. В Казани он имел у публики большую известность. Он так умело перевоплощался, что поклонницы называли его «милый лжец».
Из Казани актер переезжает в Петербург. Оттуда его, пообещав большой гонорар, переманил в Москву Немирович-Данченко. Он получал 200 рублей в месяц, такого жалования в Художественном театре не имел ни один актер.
Но ярких ролей Немирович-Данченко и Станиславский ему в театре не давали. 25-летний Качалов не отчаивался, в Художественном театре он прослужил 22 года.
Проявить себя перед Станиславским актеру помог случай. Однажды претенденты на роль Берендея заболели, и театральный режиссер, не имея альтернатив, отдал ее Качалову. Василий Иванович оказался настолько убедителен в этой роли, что Станиславский похвалил его. Карьерный рост был обеспечен.
Потом последовали и другие яркие роли, на спектаклях публика аплодировала актеру стоя. Толпы женщин ходили за ним, а дома ждала верная жена. Нина Николаевна тоже была актрисой, именно искусство объединило их. Литовцева окончила филармонию, выступала на сцене театра, но из-за хромоты вынуждена была оставить профессию, после чего посвятила себя заботам о знаменитом муже.
С 1922 по 1924 год вместе с труппой МХАТа под руководством Станиславского гастролировал по странам Европы и в США, а с 1924 года вновь постоянно работал в Москве.
В 20-е годы Художественный театр на время перестал пользоваться успехом у зрителей, из-за чего со стороны Пролеткульта были серьезные претензии. Но постепенно интерес к этому театру возродился, и Качалов снова был востребованным актером. На этой сцене он Василий Иванович сыграл больше 50 ролей.
Также за свою долгую жизнь артист много выступал на эстраде, читал классические произведения на радио, записывал стихи Есенина для грампластинок. Именно Качалов стал основоположником нового жанра – эстрадного исполнения драматических произведений, когда один актер при помощи монтажа читает текст от автора, а также от разных персонажей, таким образом, создавая у слушателя объемное восприятие текста.
В 1928 году сыграл в кино единственную роль: это губернатор в фильме «Белый орел». В 1931 году он еще раз появился в киноленте «Путевка в жизнь» Василию Качалову доверили вступительное и заключительное слово.
Интересный был человек Василий Иванович Качалов. Яркий, умный, талантливый. Прожил насыщенную событиями жизнь, оставил значительное культурное наследие. Прожил 73 года, не стало его в 1948 году.