Многие находили, что с возрастом Спесивцева стала походить на куклу — все еще красивую куклу «с изможденным лицом мадонны»

Шостакович, Чуковский, Гумилев, многие восхищались её талантом. И очень жаль, что ни один из них не смог помочь русской балерине, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации. Руку помощи протянул какой-то поклонник-американец.

Он сумел хоть как-то облегчить ее тяжелую жизнь. А ведь ее судьба могла бы сложиться совсем иначе. Было все – слава, мужчины, безумный восторг от аплодирующей стоя толпы зрителей. Именно он и сгубил.

«Я боюсь играть Жизель, слишком вживаюсь в роль»

Именно с этими словами обратилась знаменитая балерина Ольга Спесивцева к своей сестре Зине. А ведь Жизель была ее лучшей ролью в «Мариинском» театре. Когда она ее играла, зрители плакали и не сдержав эмоций, вскакивали, чтобы приветствовать каждый поворот балерины на сцене громкими овациями.

Она казалась в роли Жизели, как никогда и никто, живой, горячей, удивительно прекрасной. Увы, мало кто представлял, сколько сил ей приходилось отдавать во время каждого выступления. После окончания представления она приходила домой совершенно вымотанной, безэмоциональной, часто плакала, истерила.

По натуре очень робкая и меланхоличная, склонная к депрессии, она, будь у нее выбор, не покидала бы своей квартиры, но это было невозможно. Ей нужно было содержать мать и помогать близким.

Отца давно не было в живых, а бывшая благодетельница, собственно, и сделавшая ее балериной, давно оставила ее, приревновав к собственному мужу.

Ольга была очень красива, на нее заглядывались многие мужчины, но никого она не любила и уж тем более не готова была к отношениям, в этом плане была крайне неопытной. Да и без отношений хватало проблем, началась война, затем грянула революция.

В театре плохо топили, почти не давали денег, было сложно получить питание и дрова. Кроме того, из-за роли Жизель у нее действительно начались проблемы с психикой.

Но она была так красива, что мужчинам было наплевать на ее психическое состояние. Аким Волынский тому пример. У него было влияние в театре, деньги, представление о том, что можно вылепить из молоденькой балерины, каким сокровищем она является.

Он видел в Ольге свою последнюю музу на пороге старости, она в нем увидела отца. Но отношения не продлились долго. Поняв, что такая прекрасная на сцене, Ольга в жизни совсем другая, Волынский с ней расстался.

Следующий воздыхатель Борис Каплун также не выдержал истерик и меланхолии балерины. Изначально она ему очень понравилась, он даже постарался сделать все, чтобы сделать ее жизнь проще и комфортнее.

Благодаря связям Каплуна с ВЧК в доме и в театре, где трудилась Спесивцева, появились дрова, еда, фрукты. Она стала лучше одеваться, чувствовать себя лучше. Но Борис был из тех людей, что мало обращают внимания на то, какие эмоции вызывают у окружающих их действия. Для него главным было то, что он желал показать и сказать.

Так, однажды он пригласил Ольгу к себе на работу, и там она увидела сложенные в углу винтовки. Страшно испугалась, выбежала из кабинета, не помня себя. Ситуацию усугубил красноармеец, решивший неудачно пошутить.

Парень сказал, что девушка должна дождаться Бориса, как тот просил. Иначе пригрозил открыть огонь. Естественно, ничего подобного он не собирался делать. Но Ольга-то не знала и с ее характером, склонностью к преувеличениям, была поражена в самое сердце.

В другой раз возлюбленный, прихватив друзей и Ольгу, отправился в морг. Ольге предоставили «великую» честь – выбрать тело для кремации в новом крематории. Увидев, сколько тел собралось там, Ольга заплакала и не успокаивалась до самого дома.

После этого с ней случился нервный срыв. Мать и Борис всерьез забеспокоились о ее здоровье. Она все чаще впадала в апатию, могла часами сидеть с одним выражением лица, не реагировала на попытки заговорить с ней.

Такая балерина, будь она хоть трижды знаменита, Борису не нравилась, и он поспешил с ней расстаться. Но сделать это было непросто, молодая женщина все сильнее прикипала к нему, не желала расставаться ни на минуту, устраивала скандалы, плакала, обещала что-то сделать с собой.

Жизнь с ней становилась невыносимой и даже опасной, потому, как только представился случай, Борис постарался отправить возлюбленную с глаз долой.

Благодаря его протекции в 1924 году Ольга и ее мать уехали в Париж. В Россию она больше не вернулась.

«Ты разве не знаешь?»

В Париже ей предложили место примы, она работала с балетом Дягилева. Платили неплохо, на еду и оплату гостиницы вполне хватало. Но расставание с Борисом дурно сказалось на ее эмоциональном состоянии.

Она все надеялась на его приезд или возвращение в Россию, но даже письма от него приходили все реже. Из-за этого она постоянно тревожилась, характер ее испортился так, что даже мать не всегда могла ее выдерживать.

Во французском театре ей не нравилось все, начиная от сцены (чересчур большая) и заканчивая тем, что, как она считала, к ней относятся чересчур фривольно. Ольга замучила директора жалобами на то, что артисты, якобы, не уважают ее, они даже не здороваются и не раскланиваются с ней.

Довела директора этим так, что тот строго настрого приказал всем здороваться с ней, где бы они ее не увидели. Как итог – все работники театра громко кричали Ольге «Бонжур», едва она появлялась в поле их зрения.

Увы, подобное показалось ей не знаком уважения, а насмешкой. Мать все чаще замечала за ней приступы ярости, сменявшиеся темной меланхолией.

Спасением ее дочери, возможно, стал бы новый роман. Но она была целиком отдана работе и не замечала окружающих мужчин. Кроме того, никак не желала отпускать из своего сердца Бориса.

Единственным, кто привлек ее внимание, был партнер по сцене, этот юноша был на десять лет младше, но фигурой и характером напоминал ей бывшего возлюбленного. Это делало парня действительно подходящим в ее глазах на роль партнера по жизни.

К тому же, он был внимательным не только в театре, но и в жизни, старательно выполняя все ее просьбы.

К несчастью, она приняла желаемое за действительное. У ее партнера уже был человек, образ которого он хранил в сердце. И это была совсем не Ольга. Узнала она обо всем чисто случайно, когда не выдержав неопределенности поставила вопрос ребром.

Прямо во время репетиции балерина спросила у парня, любит ли он ее, а если любит, то почему молчит.

Удивлению партнера не было предела, он и не подозревал, что его доброта будет принята неверно. К сожалению, донести до балерины свой отказ правильно не смог. С этим, кажется, никто бы не справился. В итоге, пришлось ее оттаскивать от окна, к которому она кинулась, чтобы навсегда распрощаться с бренной жизнью.

После того, как Ольга узнала правду, пролежала целый месяц в кровати. Отказывалась от спектаклей, забывала роль, партии. В конечном итоге из театра ее попросили уйти. К счастью, на горизонте образовался некий американец по фамилии Браун.

Он был влюблен в Ольгу уже давно и когда у нее начались трудности, предложил свою помощь. Благодаря его поддержке она продолжила карьеру балерины, смогла оплачивать счета и не нищенствовать. Браун настоял на том, чтобы Ольга уехала с ним в Америку, но там с ней случился очередной нервный срыв.

Для успокоения возлюбленной Браун отвез ее обратно в Париж. Правда, там ее ждало еще одно разочарование, женщина узнала о том, что ее мать бросила ее и вернулась в Россию. Уже немолодая, она просто не выдерживала характера дочери, жить с ней вместе она больше не могла.

Брауну едва удалось успокоить Ольгу. Ненадолго помог ей роман с Борисом Князевым, но они быстро расстались. У балерины постоянно были навязчивые мысли, она во всех видела своих врагов и недоброжелателей.

Подозрение было на развивающуюся шизофрению, вот только лечить ее ни мать, ни поклонники, ни даже возлюбленные, отчего-то, не брались.

Единственное, что смог сделать для нее Браун – это увезти обратно в Америку. И там она безумно страдала, отказывалась покидать гостиничный номер, чтобы совершить пусть и небольшую прогулку.

В ее жизни был лишь Браун и горничные, со всеми остальными она отказывалась общаться, элементарно не знала языка, не желала учиться. Это сыграло с ней злую шутку.

Неожиданно Браун скончался. Поскольку официально он не являлся ей мужем, то никаких средств после его смерти у нее не осталось. Когда ее попытались выселить из гостиницы, с Ольгой случился приступ, она вела себя как буйнопомешанная.

Работники вызвали санитаров и те доставили балерину в бесплатное отделение психиатрической клиники. Там она пробыла больше двадцати лет и, наверняка, скончалась бы в этом ужасном месте, если бы не Дейл Эдвард Ферн.

Этот удивительный молодой человек увлекался искусством и балетом. Он влюбился в фото Ольги и решил узнать о ее жизни. Каково же было его удивление, когда он узнал, в каком положении находится та, что заставляла толпы людей неистовствовать.

Ферн постарался облегчить мучения своего кумира. На протяжении десятка лет он приносил ей фрукты, косметику, записки от поклонников (которые писал сам). Через десять лет ему удалось добиться перевода Ольги в частный пансионат, где она, по прошествии 28 лет, и закончила свои дни.

Любопытно то, что несмотря на свое тяжелое душевное состояние Ольга Спесивцева прожила до 96 лет. А последние свои годы она находилась в уме и достаточно точно вспоминала моменты из своего прошлого.

Оцените статью
Многие находили, что с возрастом Спесивцева стала походить на куклу — все еще красивую куклу «с изможденным лицом мадонны»
Как советские актёры не фуэте крутили, а романы с балеринами, и чем это заканчивалось: Караченцов, Михалков, Казаков, Гафт и другие