Большую часть жизни легендарный педагог и актер Борис Бибиков прожил в Москве. Но был похоронен не на Новодевичьем кладбище рядом с супругой Ольгой Пыжовой, с которой они вместе обучали студентов во ВГИКе, а в далеком Душанбе…
Внешний аристократизм Бориса Бибикова не был случайным даром судьбы. Он родился в 1900 году в подмосковном Серпухове. Семья жила скромно, хотя дед по материнской линии — купец из рода Никитиных, имел роскошный дом и несколько больших имений.
Делясь теплыми детскими воспоминаниями, Борис часто вспоминал свою бабушку Наталью Никитину, ведь это она привила мальчику тягу к литературе. И всегда с теплотой высказывался о своей маме Наталье Васильевой:
— Мама дала мне первые уроки чувствительности. Она была очень эмоциональным человеком. Любила читать вслух и когда, бывало, читает что-то трогательное, то всегда всплакнёт. И я тоже плакал…
Отец Владимир Бибиков всю жизнь посвятил лошадям: в молодости служил наездником на Московском ипподроме, а после революции ухаживал за племенными табунами в коневодческом хозяйстве в Тульской области.
Здесь и прошло детство Бориса. Мальчик с отличием окончил гимназию и уехал в Москву учиться на врача. Но уже через год молодой студент МГУ оказался в водовороте столичной богемной жизни. И сменил медфак на театральную студию под руководством Михаила Чехова, где трудился педагогом сам Константин Станиславский.
Первым местом работы, где Бибикову удалось реализовать свой талант, стала студия МХТ. Актер играл небольшие роли, отлично писал интересные сценарии, а уже через пять лет стал режиссёром в Театре Революции. Некоторые роли он играл самостоятельно, что никак не мешало его режиссерской деятельности.
Дебютные постановки в театре, которые прославили мэтра, зрители увидели в 1938 году. А еще через пять лет им была поставлена пьеса Шекспира «Укрощение строптивой».
Помимо режиссёрской деятельности, Борис Владимирович до войны шесть лет преподавал в ГИТИСе. А с 1942-го — во ВГИКе, где вскоре вместе с супругой Ольгой Пыжовой начал руководить актёрской мастерской и этому служению отдал всю свою жизнь.
Педагоги прививали молодым актерам не только любовь к театру и киноискусству, они учили на совесть, строго по Станиславскому.
Нередко супруги приглашали студентов к себе в просторную квартиру на Фрунзенской набережной, где проводились чаепития, велись разговоры по душам. Бибиков знал сильные и слабые стороны каждого своего ученика, помогал побороть сомнения, войти и прочувствовать роль, добиться признания.
— Вы должны воспринимать свое призвание не как подарок судьбы, счастливый билет, а как крест, миссию, святой труд, — говорил он им.
Возможно поэтому, воспитавший целую плеяду звезд учитель, отдавал свою благосклонность не всем своим ученикам. Только бесконечно преданный искусству человек мог заслужить его благосклонность.
Он подготовил не одно поколение актеров.: Вячеслав Тихонов и Руфина Нифонтова, Нонна Мордюкова и Майя Булгакова, Надежда Румянцева и Светлана Дружинина, Леонид Куравлёв и Любовь Соколова, Софико Чиаурели и Юрий Белов…
Одной из любимых учениц мастера была Екатерина Савинова – та самая Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра». Бибиков открыто называл ее своей любимицей:
— Я прожил большую жизнь, знал много знаменитых актеров. Но видел лишь двух невероятных людей, которые были бы так поразительно талантливы. Это Станиславский и Савина,- любил повторять профессор.
Если бы не участие Бориса Бибикова, наша страна никогда бы не узнала «Штирлица» в лице Вячеслава Тихонова. Ведь это он застал на институтской лестнице плачущего худенького парнишку, провалившего вступительные экзамены во ВГИК. Окликнул, выслушал, дал возможность показать себя. И взял на курс.
— Он научил нас жить ролью, а не кривляться. Эта школа и сейчас со мной…,- не раз признавался Тихонов.
Сам Бибиков обладал статной внешностью: рост под два метра, густые волосы, зачесанные назад, шикарный баритон. Поэтому и играл сплошь генералов и ученых. Активно сниматься в кино Борис Владимирович начал в 40-х. Именно с началом войны его образ стал востребован. Он быстро вживался в роль сурового полковника, хотя в жизни был чутким и понимающим. Но далеко не «добреньким».
Профессор был, например, ярым противником съемок во время учебы. Бывали случаи, когда за выдачу ученику разрешения сниматься мог отчитать даже ректора ВГИКа.
Однажды под раздачу попал и Василий Сталин. Последний задумал организовать в Москве театр ВВС и в качестве актеров пригласил выпускников ВГИКа 1950 года. Причем пообещал им большое вознаграждение. Все были довольны, кроме Бориса Владимировича.
Он разнес эту затею в пух, и прах и при этом никто за это на него не обиделся. Бибикову претила даже мысль о том, что актеры могут пользоваться какими-то привилегиями. И уж тем более на дух не выносил проявлений «звездности».
Со своей супругой Борис Владимирович познакомился еще в 1921 году. Ольга Пыжова была старше на 6 лет и, как и он, болела театром и была полна планов. Вскоре между ними завязались приятельские отношения. А еще через два года пара заключила брак.
На момент регистрации у невесты уже была малолетняя дочь. К сожалению, отношения с падчерицей у Бориса не складывались, однако это никак не отразилось на его отношениях с женой.
В 1969 году супругу стало подводить здоровье. Ольга Ивановна очень тяжело заболела и слегла. Для ведения домашнего хозяйства и ухода за ней Бибиков стал подыскивать сиделку. И тогда на его просьбу откликнулась их бывшая ученица, аспирантка из Таджикистана — Малика Джурабекова.
Молодая женщина одна воспитывала сына и нуждалась в дополнительном заработке. Услышав о беде людей, ставших ей близкими, она без сомнений взялась вести хозяйство. Почти три года женщина ухаживала за больной. А перед самой смертью, в 1972 году, Пыжова попросила её не оставлять Бориса одного:
—Прошу тебя. У него никого нет.
Через три месяца, несмотря на все старания близких, Ольга Ивановна скончалась. Супруги прожили вместе 46 счастливых лет.
Эта потеря стала для Бориса Владимировича настоящей трагедией. У него стало пошаливать сердце, катастрофически падать зрение, а от пережитого стресса организм все чаще требовал отдыха.
Малика не оставляла преподавателя одного. Неудивительно, ведь за три года отношения переросли в родственные. Молодая женщина ежедневно водила постаревшего подопечного в институт, пока он преподавал и являлся членом ученого совета.
Но в 1976 году практически ослепшего педагога попросили уйти. Сам он, правда, еще чувствовал силы, да и работа помогала ему жить.
В это же время Малика окончила аспирантуру и засобиралась на родину. Позвала с собой и Бибикова. Но возникли новые сложности. 78-летнему мужчине пришлось заключить с сиделкой официальный брак для того, чтобы поменять трехкомнатную квартиру на двухэтажный коттедж в Душанбе, где они потом и поселились.
Перед продажей квартиры профессор пригласил дочь Ольги и позволил ей забрать любые вещи. Остальное имущество было продано, и супруги переехали в Душанбе, где Малика возглавила кафедру в Институте Искусств. Борису Владимировичу предоставили здесь же должность консультанта.
Он работал энергично. Казалось вместе с переездом улучшилось и его самочувствие. В далеком Душанбе мастера неоднократно навещали его ученики, например, Леонид Куравлев и Любовь Соколова. И никто из них не говорил плохо о новой жене педагога.
Но был и противоположный пример. Шокирующие воспоминания принадлежат Геннадию Юхтину, который также учился на курсе Бибикова.
— Малика использовала его ради денег, а когда у него ничего не осталось — бросила в одиночестве в незнакомом Таджикистане, где ему никто не мог помочь…
Борис Владимирович был заперт на чердаке дома — сидел у окна на инвалидном кресле. Простите, но он под себя ходил, истощал до неузнаваемости. Кормил его только юный мальчик, сын жены от прошлого брака.
Тогда Юхтин призвал выпускников спасать учителя, возможно, даже забрать в Москву. Но каждый был занят своей жизнью… В 1986 году профессор умер.
Сразу после этого Малика уехала в Париж, где к тому времени жил ее сын. В одном из своих интервью женщина рассказывала, что взяла с собой только книги, которые они привезли из Москвы.
По ее словам до отъезда она успела установить мужу памятник на Русском кладбище. Однако, как стало известно позднее, мемориал мэтру восстанавливали на средства друзей и учеников артиста. Имя Малики там не значилось.