«Моя косая Мадонна»: как выглядела Наталья Гончарова, жена Пушкина

О внешнем виде знаменитых красавиц ушедших эпох нам в основном известно благодаря описаниям в книгах и портретам. Однако картины часто не раскрывали всех особенностей облика героинь.

В частности, жена Александра Сергеевича Пушкина, Наталья Гончарова, обычно изображалась на холстах в профиль. Рассказываем, какую тайну стремились утаить художники.

Маленькая искусительница

В юные годы Наталья отличалась необычайной привлекательностью. С ранних лет она была объектом внимания мужчин всех возрастов. Жизнь в сельской местности подарила девушке отменное здоровье и свежий румянец.

«Сильная, ловкая, она была необыкновенно сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц», — записал А.С. Сомов со слов Надежды Михайловны Еропкиной, которая была хорошо знакома с Гончаровыми.

Никакого жеманства за ней замечено не было. Наталья была очень естественной, скромной и «все в ней самой и манера держать себя было проникнуто глубокой порядочностью». Вероятно, Пушкина пленила не только необычайная внешность девушки, но и ее хорошие манеры.

Сам Александр Сергеевич иронично отмечал, что Гончарова стала его сто тринадцатой любовью. Предыдущие страстные порывы были не сопоставимы с тем искренним чувством, которое постигло его в зрелые годы. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась», — писал поэт.

Девушка с изюминкой

Супругу «солнца русской поэзии» признавали одной из самых обворожительных дам своей эпохи, даже несмотря на ее маленький изъян. Дело в том, что у Натальи Николаевны было легкое косоглазие. Его можно разглядеть на портрете, выполненном Александром Брюлловым в начале 1830-х годов — на самом известном портере Гончаровой ей не более восемнадцати лет.

Вообще, при жизни поэта был создан лишь один акварельный образ его спутницы. Брюллов сумел передать невинность и изящество почти детских черт лица и элегантный наряд юной Натальи. И, конечно же, небольшой дефект, который чрезвычайно умилял Пушкина. Критик Петр Вяземский в своих воспоминаниях описывал, как поэт нежно называл жену «моя косая Мадонна».

Трудно сказать, какое заболевание могло быть у женщины, но обычно такая проблема встречается при близорукости. Про нюанс во внешности Гончаровой рассказывали многие. «Лицо было чрезвычайно красиво, но меня в нем, как кулаком, ударял всегда какой-то недостаток рисунка.

В конце концов я понял, что, не в пример большинству человеческих лиц, глаза ее, очень красивые и очень большие, были размещены так близко друг к другу, что противоречили рисовальному правилу: один глаз должен быть отделен от другого на меру целого глаза», — вспоминал врач и мемуарист Станислав Моравский.

Недостатком это назвать сложно, но Наталья Николаевна была на 10 сантиметров выше своего мужа. Поэт старался воздерживаться от прогулок под руку с супругой и во время балов стоял от нее подальше — тогда разница в росте не так бросалась в глаза. А еще в ход шли всевозможные цилиндры — не только модный атрибут, но и «палочка-выручалочка» для миниатюрного кавалера.

Все ради нее

Несмотря на косоглазие, у Гончаровой было множество обожателей, а Пушкин был готов пойти на любые жертвы ради своей пассии. Он почти два года терпеливо ждал, когда семья Натальи согласится выдать девушку за него. Перед свадьбой поэту пришлось изрядно потратиться.

Мать невесты не отпускала дочку замуж без приданого, которое в те годы считалось неотчуждаемым имуществом женщины. Вот только обеспечить наследницу финансовой ширмой родители не могли: семья бедствовала.

Пушкин не только закрыл глаза на необеспеченность невесты (хотя и сам был не самым состоятельным человеком), но и дал теще денег на приданое. Сергей Львович Пушкин, чтобы отделаться от назойливых просьб сына, подарил ему деревню Болдино, которую и заложил жених.

Часть вырученных денег — 11 тысяч рублей — Александр Сергеевич выдал маменьке на приданое и никогда не требовал от родственницы вернуть ему долг.

Вытерпел поэт и то, что прямо перед свадьбой проворная теща (которая «далеко не отличалась хорошим тоном и была частенько пренеприятна») прислала записку, потребовав средства на карету — чтобы красиво подъехать к церкви. Жених вынужден был отправить будущей родственнице еще 1000 рублей. А как иначе?

Наконец, 2 марта 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения состоялось венчание Пушкина и Гончаровой. Поэту было 31, его благоверной — 18. Их бронзовые изваяния у входа в церковь ныне служат напоминанием об этом событии. Сложно представить, как сложилась бы жизнь Александра Сергеевича, реши он сэкономить на свадьбе…

Жизнь после

Семейная жизнь Пушкиных продлилась недолго, лишь 6 лет, за которые у супругов родились четверо детей. Через семь лет после гибели мужа Гончарова вышла замуж за Петра Ланского, русского дворянина и генерала от кавалерии.

В этом браке Наталья Николаевна родила еще троих детей. Ее не стало в 1863 году — на момент смерти вдове поэта было чуть за пятьдесят.

Все акварельные портреты Гончаровой, созданные в период ее вдовства и последующего замужества, выполнил придворный художник Владимир Гау. В основном эти изображения мало совпадают с описаниями, славящими ее привлекательность. На последних двух картинах она и вовсе изображена болезненно худой — тяжелые беременности и роды отложили сильный отпечаток на ее внешности.

Две картины маслом, дожившие до наших дней, изображают Наталью Николаевну в последние 15 лет ее жизни. Одну из них написал Иван Макаров. Молодой мастер сам предложил свои услуги, восхищенный тем, как «сквозил характер лица» женщины.

Гончаровой работа ужасно понравилась. «…Ты можешь мне говорить, что художник мне не польстил, но я нахожу, что изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что портрет похож, и меньше всего я могу сказать, что на портрете я не так красива, как в действительности», — писала мужу Наталья Николаевна.

Дело в том, что Макаров идеализировал черты своей модели. Нежный румянец, распахнутый взгляд, воздушное обрамление — ну просто Сикстинская мадонна Рафаэля, а не какая-то генеральша Ланская. Интересно, что художник не взял платы за свою работу и просил женщину принять картину в подарок из уважения к ее мужу.

И как же разительно отличается изображение Натальи, созданное, по одной версии, Макаровым, по другой — Т. А. Неффом. На портрете, написанном в конце 40-х или начале 50-х, мы видим уже немолодую даму с бледным лицом и темными кругами под запавшими глазами.

Ее внешность по-прежнему гармонична, но отражает следы пережитых испытаний и недугов. По словам Л. Спасской (дочери врача Гончаровой), в те годы «от ее некогда знаменитой красоты» действительно «сохранилось мало следов». Похоже, автор был хорошо знаком с биографией своей модели, раз сумел зафиксировать ее уязвимость и тихую неутихающую скорбь во взгляде.

Последний портрет Натальи принадлежит кисти К. Лаша и датируется 1956 годом. Рассказ о его создании изложен в письмах женщины к ее супругу. «Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне», — жаловалась Гончарова.

Она была недовольна тем, что сессии проходят утром и продолжаются очень долго. 45-летняя Наталья Николаевна отмечала, что наряд и поза — это выбор художника: Лаш посоветовал ей надеть черное закрытое платье и позировать в трехчетвертном повороте.

На работу ушел месяц. В целом, портрет получился довольно формальным. Похоже, художник не стремился проникнуть во внутренний мир своей модели — да и вряд ли представлял, кто она такая и чем знаменита.

Маленькие недостатки внешности никогда не мешали Наталье Николаевне сиять и приковывать внимание публики. Не зря же вокруг нее всегда собиралось столько влиятельных мужчин — говорят, сам император Николай I был к неравнодушен к Гончаровой. Ну а сам Пушкин в итоге расплатился за свою страсть к роковой красотке собственной жизнью.

Оцените статью
«Моя косая Мадонна»: как выглядела Наталья Гончарова, жена Пушкина
Роковая судьба пятерых детей Виктора Гюго