Удивительно, какой тайной было окутано имя супруга Элины Быстрицкой! В родном театре никто не знал, за кем же она замужем, а сама Элина лишь загадочно улыбалась. Кто-то говорил, что он генерал, другие перешёптывались, что кто-то из правительства, третьи были абсолютно уверены, что супруг — помощник самого Генсека.
Окружающие восхищались, да и, что уж там скрывать, завидовали Быстрицкой, одетой изысканно, с парижским шиком, по последней моде.
Наряды явно покупались за границей, и подчёркивали природную красоту актрисы. Элина не скрывала, что у неё есть домработница, сама актриса много времени уделяла уходу за собой, к ней на дом постоянно ходили косметолог и парикмахер.
— Не могу забыть, как мы познакомились с Быстрицкой, — вспоминала её подруга, переводчица Рогнеда Яценко. — Передо мной стояло какое-то божество, одетое в белую беличью шубку, белую меховую шапочку и белоснежные сапожки. Я не смогла скрыть своего восхищения…
Первая любовь и первое предательство
А ведь Элина могла выйти замуж за актёра Кирилла Лаврова! Однако, Кирилл предпочёл ей другую женщину. Когда Элина училась в Киевском институте театрального искусства имени Ивана Карпенко-Карого, у неё отбоя не было от молодых людей.
Но девушка была настолько неприступна, что её прозвали Снежной Королевой. Яркая, броская, с резким характером Элина рано повзрослела — выросла в семье военного врача и девчонкой в войну работала в передвижном госпитале.
Свой выбор стать актрисой Быстрицкая сделала не сразу — отучилась в Нежинской медицинской школе, затем поступила в педагогический институт. Уже несколько лет она занималась в балетном классе, её приглашали в Нежинский театр поучаствовать в массовке, и девушка быстро поняла, что её призвание — не педагогика. Так Элина оказалась в киевском театральном институте.
Кирилл Лавров был единственным, кто в те годы сразу растопил сердце Снежной Королевы. Симпатичного балагура она увидела на сцене театра имени Леси Украинки весной 1951 года. А уже осенью Кирилл познакомил актрису со своими родителями. Лавров тогда был необычайно хорош собой: густая светлая шевелюра, летящая походка. На них заглядывались — красивая пара!
Молодые люди встречались полтора года, в ноябре 1952-го состоялась официальная помолвка, их родители познакомились друг с другом. Свадьбу решили сыграть летом 1953 года после окончания Элиной института.
Но, увы, весной они расстались. Лавров увлёкся актрисой Валентиной Николаевой. Элина и Валя были полными противоположностями. Быстрицкая — с твёрдым характером, и на первом месте для неё стояла профессия. Николаева — уступчивая, мягкая, больше мечтала об уюте и детях, а не об актёрской карьере…
Когда Элина приехала с огромным букетом цветом на вокзал, чтобы проводить Кирилла на гастроли, она увидела его с Валей, и всё поняла по их взглядам: они любят друг друга! Букет полетел в урну, а Быстрицкая не общалась с Лавровым долгие годы. Он же женился на Валентине и прожил с ней много счастливых лет вплоть до её ухода из жизни.
«Да вот же она, это Аксинья!» и блистательная карьера
После окончания института буквально через несколько лет к Быстрицкой пришла всенародная слава, когда в 1957 году на экраны вышла картина Сергея Герасимова «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова.
Быстрицкая уже снялась в главной роли «Неоконченной повести», стала известна и в составе советской делегации поехала во Францию. Там она узнала, что Герасимов ищет актёров для нового фильма и уехала домой раньше срока. Позвонила Герасимову и попросила пригласить её на кинопробы.
У режиссёра была сложная любовная история с Нонной Мордюковой. Он пережил унизительный отказ от её матери, когда сватался к актрисе, мол, старый и с плохой репутацией. Однако, Нонна рассчитывала, что она сыграет в его фильме — в ней есть настоящий казачий дух!
Герасимов сомневался, не взять ли Мордюкову на роль Аксиньи, но Шолохов, отсматривая пробы и, увидев Быстрицкую, воскликнул: «Да вот же она, Аксинья!»
Элине пришлось нелегко вживаться в эту роль. Режиссёр высмеял наманикюренные ногти актрис и велел им через две недели прийти с руками, как у сельских тружениц. Быстрицкая мыла полы в подъезде, чтобы руки загрубели, и перестирала всё в доме.
Ей пришлось быстро набрать 15 кг, чтобы походить на цветущую, «кровь с молоком» казачку, и научиться правильно управляться с коромыслом и ухватом.
Всего актриса сыграла около 20 ролей в кино в картинах, которые были высоко оценены зрителями и критиками — «Добровольцы» (реж. Ю. Егоров, гл. роль — Лёля, 1958), «Русский сувенир» (реж. Г. Александров, роль — графиня Мария-Пандора Монтези, 1960), «Все остается людям» (реж. Г. Натансон, роль — научный сотрудник Ксения Румянцева, 1963),
«Негасимое пламя» (реж. Е. Дзиган, роль — Глаша, 1964), «Дачники» (реж. Б. Бабочкин и Е. Скачко, роль — Юлия Суслова, 1966), «Николай Бауман» (реж. С. Туманов, роль — актриса Мария Федоровна Андреева, 1967) и другие.
Много лет Быстрицкая посвятила служению в Малом театре (некоторые постановки к удовольствию зрителей сняты в качестве фильмов-спектаклей), выступала с концертами, преподавала в ГИТИСе и Щепкинском училище, а в 1975-1991 годах возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР.
А ещё Элина Быстрицкая была казачьим полковником! У неё имелось несколько казачьих наград — четыре креста «За заслуги перед казачеством» и один «За веру и правду» за служение России.
Так кто же он, таинственный похититель сердца актрисы?
Единственным мужем Быстрицкой стал Николай Кузьминский, они поженились, когда ей было чуть за тридцать. Николай был старше на 13 лет и очень хорош собой, седоватый, но высокий, статный и с обаятельной улыбкой.
В кругу знакомых над ним подтрунивали: «муж актрис»! Первый раз он женился на балерине, потом на актрисе Театра имени Евгения Вахтангова. Во втором браке родился сын Иван.
Некоторое время Быстрицкая жила с Кузьминским и его прежней семьёй, у него было две комнаты в коммунальной квартире.
Однажды к Элине пришла брать интервью французская журналистка и в статье написала, что одна из самых известных советских актрис живёт в квартире, напоминающей дворницкую на окраине Марселя! Вскоре Элина получила трёхкомнатную квартиру.
Кузьминский руководил отделом переводов в Министерстве внешней торговли, часто бывал за границей и не скупился на подарки для любимой супруги.
— С будущим мужем, Николаем Ивановичем меня познакомил его друг, работавший в ту пору в журнале «Советский экран». Влюбилась я тогда со всей пылкостью своей натуры…— писала Быстрицкая в мемуарах.
— Через четыре дня знакомства Николай Иванович сделал мне предложение, и я без колебаний приняла его. Я была счастлива. Может, именно в те годы я осознала, как много значит для актрисы личная жизнь.
Вместе они прожили 27 лет, но детей у них не было. Быстрицкая говорила, что обследовалась у лучших врачей, однако, помочь актрисе не смогли. Она обожала сына Петра своей единственной и любимой сестры Софии, всегда в разговорах с ней называя его «наш сын». Когда у него появились дети, горячо интересовалась и их жизнью, делала подарки.
Со стороны брак казался очень счастливым, супруг боготворил актрису. Поэтому большой неожиданностью для многих стал развод, причиной которого актриса называла измену Кузьминского. Быстрицкой тогда было 60, Николаю — 73. Он не отпирался, твердил, что интрижка была лет пять назад, это, мол, дела давно минувших дней.
Но Элина не простила и после развода с бывшим мужем не общалась. Со слов подруги Быстрицкой Рогнеды Яценко он не претендовал на квартиру с условием, что Элина поможет ему приобрести однокомнатную квартиру. Там он и умер через несколько лет.
А с Кириллом Лавровым народная артистка помирилась на склоне лет. Артист похоронил свою супругу, а сам уже был тяжело болен. На одном мероприятии Быстрицкая и Лавров подошли друг к другу, и камеры зафиксировали грустные тёплые улыбки на лицах немолодых людей, когда-то любивших друг друга и проживших долгую жизнь. Им было о чём поговорить на прощанье.