Валентину Титову упрекали в расчете, мол, Басов обеспечивал ей и роли, и материальный достаток. Обвиняли в том, что он сделал ей жизнь. И в том, что только ему обязана, что ее где-то знают и помнят.
Как бы то ни было, эту мудрую, умную, тонкую, интеллигентную и очень выдержанную женщину любили одни из самых харизматичных и талантливейших мужчин в нашем искусстве.
Начало пути
Валентина Титова родилась зимой 1942 года в Подмосковье в семье рабочего и домохозяйки. С началом войны им пришлось эвакуироваться на Урал, где девочка начала заниматься в драматическом кружке при Свердловском дворце культуры. А первой её сыгранной ролью стала Снежная королева в одноименной сказке.
Окончив школу, Титова поступила в местное театральное училище и, будучи студенткой, уже имела возможность выходить на сцену Свердловского ТЮЗа.
В 1962 году однокурсница уговорила Валю поехать в Ленинград и попробовать поступить в студию Товстоногова при БДТ. Девушка очень робела от громких имен, стеснялась своей провинциальности, но в итоге с легкостью сдала все экзамены и была зачислена на курс.
Театральная студия создавалась для жителей Ленинграда, общежития при ней не было. Вале приходилось скитаться по чужим углам. Иногда ночевала у сокурсников, нередко проводила время на вокзале и даже в парадных. Но ровно в 6 утра уже стояла у дверей студии, чтобы успеть почистить зубы и мало-мальски привести себя в порядок к началу занятий.
Первая любовь
Еще живя в Свердловске, Валентина познакомилась с актером театра им. Вахтангова Вячеславом Шалевичем, который посетил их город с гастролями. Между молодыми людьми вспыхнул страстный роман.
Правда, мужчина уже был женат, но ни его, ни молодую актрису это совсем не смущало. Конечно, она надеялась, что он разведётся, она переедет к нему в Москву, и они будут жить долго и счастливо. В свободное время Титова ездила к Шалевичу в столицу, он приезжал к ней в Ленинград.
Мы были в угаре чувства, обрушившегося на нас. Светлое, замечательное время, сияющее, сумасшедшее обожание, — вспоминала Титова позже.
Их отношения продолжались около года, и все это время Валя ждала и надеялась, что Вячеслав сделает ей предложение. Но, как оказалось, напрасно. Молодой человек и не думал разводиться с женой.
Титова очень переживала эту ситуацию, что не могло не сказаться на учебе. Был момент, когда она даже оказалась под угрозой отчисления. Именно тогда в ее жизни появился другой жених, который был старше невесты на 18 лет…
Начинающую актрису пригласили на «Мосфильм» пробоваться на роль в картине «Гранатовый браслет». После того, как Титову загримировали и одели, стало понятно — это именно тот образ, который все ждали.
А далее кинопробы увидели другие режиссеры, в числе которых оказался артиллерийский капитан, офицер, прошедший войну, талантливый актер и незаурядный режиссёр, фильмы которого и сегодня пользуются успехом у зрителей — Владимир Басов.
«Женюсь! Женюсь!»
Потом члены съемочной группы вспоминали, что, побеседовав с актрисой, режиссер как заведенный повторял: «Женюсь! Женюсь!». И пусть с предложением он не торопился, да и ухаживал весьма специфично – посылал вместо себя «переговорщиков». Зато сразу же доверил молодой актрисе главную роль в экранизации Пушкинской «Метели».
Поначалу Валя воспринимала внимание мэтра неоднозначно. С одной стороны, новый возлюбленный был звездой кино, влиятельным и обеспеченным человеком,. С другой – много старше ее и далеко не красавцем.
После неудачного романа с Шалевичем она мечтала о семье и детях, думая, что брак с Басовым будет для нее тихой семейной гаванью. Это и стало решающим моментом. Актриса согласилась стать женой режиссера.
Ни для кого не секрет, что Басов сделал красавицу-жену своей музой и снимал ее практически в каждом своем фильме. Однако до ЗАГСа дело долго не доходило. Через шесть месяцев встреч Валентина узнала, что ждет ребенка. Однако режиссер воспринял эту новость своеобразно.
Мужчина исчез на несколько недель, а потом появился, чтобы предложить актрисе переехать к нему в просторную квартиру на Мосфильмовской. Здесь Валентина готовилась к родам, хотя все в ней было для нее чужим. А Владимир ничего не делал, чтобы помочь будущей маме адаптироваться, да и вел себя довольно странно.
Рожать сына Титова отправилась одна. У нее не было денег, московской прописки и никакой надежды на счастливое будущее с отцом ребенка. Из роддома ей также пришлось возвращаться одной. Басов прислал новоиспеченной маме букет астр, а после совершенно не интересовался Сашей.
И только после того, как в свидетельстве о рождении ребенка появилась фамилия Титов и отчество Валентинович вдруг опомнился и отвел мать своего ребенка в ЗАГС. Расписали их в тот же день. Правда, к тому моменту актриса уже не смогла в полной мере радоваться своему новому статусу. У нее словно подрезали крылья.
Пять лет любила другого
Мир кинематографа также воспринял этот брак с прохладой. За спиной шушукались, что Титова просто использует знаменитого мужа, ведь Басов много ее снимал. Сама же она говорила, что расчет действительно был, но не на карьеру и деньги, а на крепкое мужское плечо.
Первые пять лет брака с Владимиром Басовым актриса, по ее словам, все еще любила Шалевича. Но точно знала, что никаких отношений между ними уже не будет. Любовь к мужу пришла только спустя годы. И все это время брак был для нее чем-то вроде служения, ради которого она шла на большие жертвы.
Их семейная жизнь не была безоблачной. Басов был крайне ревнив, при этом сам многократно изменял жене, много пил. Пьяным впадал в агрессию. Валентина же хотела уютный дом и много детей, но после второго ребенка дочери Лизы категорически заявил: «Хватит!».
Конечно, были и периоды затишья. Владимир Павлович мог не пить несколько лет подряд, но после перенесенного инфаркта вновь сорвался. Под конец их брак превратился в настоящий ад. Ни увещевания, ни слезы жены и детей не могли на него повлиять. Он не признавал проблемы и не хотел ничьей помощи.
Басову нужно было всегда, во всем только помогать, никогда ни о чем не спрашивая… С того момента, как он запил, это был уже совершенно другой Басов. Басов, которого я не знала. Последние два года нашей жизни были чудовищными. Наши знаменитые соседи – Чулюкин, Таланкин – подтаскивали Владимира Павловича к двери и оставляли у порога…
Алкоголь меняет людей, это тяжело. Я пыталась помочь, но он не хотел ничего делать, а я не могла жить с алкоголиком. Я бы никогда не оставила его, если бы все было, как прежде,- рассказывала актриса после.
Новая любовь
В 1978 году супругов пригласили на съемки в картину «Отец Сергий». Басов, отснявшись в небольшой сцене, вернулся домой. Валентина продолжила сниматься. Однажды вечером к ней в гостиничный номер постучался оператор фильма Георгий Рерберг. Актриса впустила и постаралась вежливо с ним поговорить, что между ними ничего не может быть.
По ее словам, оператор оторопел. Девицы сами вешались на него гроздьями, а здесь решительный отказ. Тем не менее, этот визит не прошёл незамеченным. Уже на следующий день поползли слухи о их романе. И они были не беспочвенными: Георгий стал настойчиво ухаживать за Валентиной.
Сама же она решилась на отношения только после развода с мужем, который, несмотря на беспробудное пьянство, смог внушить детям, что в разводе виновата только она. Так он хотел ее вернуть. А когда понял, что она не вернется, начал мстить, распространяя слухи, что Валентина постоянно ему изменяла и променяла родных детей на мужиков.
К тому времени дочь Лиза поступила в балетную школу Вагановой, сын Александр — во ВГИК на режиссерский факультет. Тем не менее, казалось бы, уже взрослые дети поддались влиянию отца и остались жить с ним. Титова же стала для них воскресной мамой.
Всю свою нерастраченную любовь женщина отдавала новому мужу, который оказался очень любвеобилен, да к тому же отличался крутым нравом. Позже Валентина признавалась, едва переехав в ее квартиру, он с порога предупредил, что будет пить, скандалить и изменять.
Но она дала понять, что если он хочет с ней остаться, то ему придется жить по ее правилам.
Долго Рерберг не мог привыкнуть разговаривать со мной нормальным языком, матерился по-страшному, … но потихонечку начал сам надевать на себя цепи семейной жизни. И стал другим: милым, улыбчивым, добрым, заботливым, -признавалась актриса позже.
Счастье быть рядом с тобой
Валентина смогла создать вокруг любимого атмосферу семьи, заботы и нежности, за что он всегда был ей благодарен. В то время у него не было ничего: ни денег, ни квартиры. Не один год, переживая творческий кризис, он жил на деньги жены.
Это было непростое время для обоих. Валентину тоже перестали приглашать на съемки. Поговаривали, что к этому приложил руку бывший супруг, из-за него якобы она не получила даже звания Заслуженной артистки.
Но она никогда не жаловалась, считая, что счастье совсем не в деньгах, а в трогательном отношении, в доверии, в уважении.
В последние годы жизни Рербергу пришлось снимать реклaмные ролики. Появилась работа и у Валентины Антиповны. Их дом наполнился детским смехом внучки Ариадны, дочери Лизы.
Георгий Иванович предложил супруге официально зарегистрировать свои отношения и даже настоял на том, чтобы она взяла его фамилию. А перед самой смертью передал ей письмо, в котором просил простить за то, что терпела его более чем 20 лет. И никогда ни в чем не упрекая, просто любила.
Гениальный оператор, подаривший нам такие шедевры, как «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Дворянское гнездо», «Здравствуйте, я ваша тетя», «12 стульев», «Маскарад» и другие скончался на 62 году жизни от разрыва сердечной мышцы.
Уже после его смерти Валентина Антиповна призналась, что, возможно, мужа убили из-за наследства. О том, что они поженились незадолго до этого, никто не знал, и то, что она стала Рерберг, тоже.
Народный артист написал завещание, где указал, что все его имущество останется супруге, хотя у оператора осталась дочь от предыдущих отношений.
Замуж больше Валентина Антиповна не выходила. Со своими детьми она смогла наладить отношения лишь после смерти Владимира Басова, и то не сразу. В кино актриса сейчас не снимается. Иногда дает интервью, смело и честно отвечая на острые вопросы.