Насытившись, ее спаситель уснул. Жанна оправила измятую рясу, взяла остаток колбасы и с удовольствием стала есть, поглядывая на лежащего на стоге сена молодого мужчину.
Еще вчера она ела не колбасу, а вареную полбу. И такого красавца рядом с ней не было. Ради того, чтобы заполучить все эти радости жизни, Жанне Лидской пришлось умереть…
Средневековый монастырь для женщин… Мрачное, часто жестокое место, где из «Христовых невест» самыми разными методами выбивали земное в угоду небесному. От молодых послушниц требовали смирения, отказа от обуревавших их страстей, христианской добродетели.
Далеко не каждая девушка или молодая женщина готова была безропотно «похоронить» себя в стенах монастыря. Однако случаев побега монахинь из обителей известно немного, и поэтому каждый из них заслуживает особого внимания. Особенно это касается истории Жанны Лидской, судьба которой достойна пера Александра Дюма-старшего.
Попасть в монастырь в Средневековой Англии могла женщина чуть ли не любого возраста. Причины самые разные — ребенка в монастырь могла подкинуть мать; девушку могли упечь в обитель жадные родственники; никто не желал брать бесприданницу в жены…
Распространенной причиной был и добровольный отказ от мирского. В Средние века женщины часто погибали при родах, поэтому многие из них предпочитали бракам с мужчинами участь «невест Христовых».
Конечно, было много и по-настоящему религиозных монахинь, скрывшихся за высокими стенами по велению души.
Вот только Жанна Лидская к таковым не относилась.
Жанна попала в монастырь в подростковом возрасте по требованию своего отца, считавшего, что у его дочери сложный характер, и она слишком фривольно общается с мужчинами.
Девушка оказалась заточена в мрачной обители, где ей предстояло находиться до конца жизни. В монастыре «невесты Христовы» занимались в основном молитвой, чтением Библии, а также физическим трудом. Монахиням полагалось ежедневно посещать церковные службы, которые продолжались много часов.
Изнурительные ночные бдения, а также тяжелый труд на монастырских огородах и виноградниках довольно быстро лишали монахинь женственности, «блеска в глазах», смиряли чувства.
Свое «очистительное» воздействие оказывало крайне скудное питание — стол монахинь был даже хуже, чем у простолюдинов за пределами монастыря.
Монахини не имели личных вещей, не имели связи с внешним миром. Их жизнь состояла только из молитв и работы — и так день за днем.
Для женщин добровольно ушедших от мира, действительно искавших отрешения от мирской суеты, желавших посвятить свою жизнь служению Господу, монастырь, вероятно, был не самым худшим местом на Земле.
Однако для женщин, которых насильно заточили в обители, нерелигиозных, желавших жить обычной обывательской жизнью, монастырь был настоящей тюрьмой.
Впрочем, средневековые обители зачастую и выполняли функцию тюрьмы. Неугодных женщин отправляли сюда все — начиная от королей и заканчивая простолюдинами.
Жанна (Джоана) Лидская стала бенедиктинской монахиней в монастыре Святого Климента в возрасте пятнадцати лет, и сразу же стала думать, как сбежать из этой «тюрьмы».
Вырваться ей удалось в 1318 году, о чем нам известно из записки архиепископа Уильяма Мелтона.
Мелтон, сообщая о беспримерном случае побега монахини, подробно рассказал и о способе побега, который использовала Жанна. Следует сказать, что смелости и хитроумности этой девушке было не занимать.
Жанна на протяжении долгого времени имитировала тяжелую болезнь, используя для этого некую мазь, ухудшавшую цвет ее лица. В конце концов, все в монастыре были уверены: девушка скоро преставится.
Когда монахиня отдала Господу душу, никто не удивился. Похороны состоялись на монастырском кладбище по всем правилам, вот только в землю зарыли не бренное тело Жанны, а … куклу-манекен, умело изготовленную беглянкой и ее сообщницами, оставшимися, кстати сказать, неизвестными.
Чтобы обмануть сестер-бенедиктинок, оказалось достаточно монашеского савана, зашитого и набитого песком. Лицо «усопшей» было накрыто тканью из-за «безобразной гримасы смерти».
Архиепископ Мелтон в своей записке сокрушался по поводу побега Жанны:
«Она выбрала путь позора, вместо того, чтобы служить Христу. Теперь она бродит на свободе, заведомо зная о риске для своей души и о том скандале, который навлекла на себя и орден».
Церковник также выразил удивление, как Жанне Лидской удалось перемахнуть забор. Архиепископ не знал, что девушке помогли. Некий мужчина перекинул веревку и Жанна, держась за выступающие кирпичи, смогла вскарабкаться на стену, а затем спрыгнула в подогнанный к монастырю воз с сеном.
Глашатаи во многих городах зачитывали послание архиепископа Мелтона, призывая Жанну вернуться в обитель:
«Предупредить Жанну Лидскую, недавно являвшуюся монахиней обители Святого Климента в Йорке, что она должна вернуться в свой дом».
Однако беглая «невеста Христова» не прислушалась к увещеваниям церковников.
В результате Мелтон объявил, что Жанна вырвалась из монастыря, выбрав тот самый «путь позора». Возможно, архиепископ в данном случае был прав.
Как бы то ни было, о дальнейшей судьбе Жанны Лидской мы ничего не знаем. Хочется верить, что беглянка обрела свое счастье с тем мужчиной, что помог ей перемахнуть через стену монастыря.