У Владимира Дорофеева был удивительный актёрский талант. В годы своей молодости он очень правдоподобно перевоплощался в стариков, да так, что в нём вообще невозможно было разглядеть энергичного и спортивного парня в самом расцвете своих сил.
Этот редкий навык стал его уникальной «фишкой». Абсолютно во всех фильмах он перевоплощался в престарелых мужчин, а его «визитной карточкой» стала роль деда Щукаря из легендарной киноленты «Поднятая целина».
У Владимира Дорофеева и в мыслях не было становиться артистом. Долгое время он служил в рядах Красной Армии — был командиром взвода. В дальнейшем он планировал и дальше служить в армии, и так бы и вышло, если бы офицеры не заметили его пародийный талант.
Дело в том, что в свободное время Владимир любил изображать сослуживцев и всяких знаменитых людей (особенно хорошо он пародировал Ленина). Никто не держал на него зла из-за его пародий — наоборот, все, в том числе и высшее руководство, веселились и просили показать его что-то ещё.
А однажды к нему подошёл командир части, который сказал, что с таким талантом ему необходимо стать актёром.
Примечательно, что именно этот командир впоследствии и выдал ему направление на работу в столичный театр Горрайполитпросвета, где Владимир Дорофеев сначала прошёл недолгое обучение актёрским азам, а затем официально стал участником труппы.
Все планы о военном будущем были быстро им забыты. Жизнь двадцатишестилетнего артиста началась с чистого листа.
До 1938 года Владимир Дорофеев, помимо столичных театров, успел поработать ещё и в нескольких театрах Казани. На каждом новом месте работы условия, мягко говоря, были паршивыми: роли ему давали незаметные, гонорары были очень маленькими, а атмосфера в коллективе везде была напряженной.
Неоднократно Дорофеев подумывал бросить актёрскую деятельность и вновь вернуться к службе в армии, но все эти мысли он отбросил, когда его начали приглашать на съёмки фильмов. Причём, ему сразу же стали давать роли стариков, хоть ему и не было сорока лет.
Прежде, чем прославиться на всю страну, Дорофеев появился в картинах: «Ленин в 1918 году», «Минин и Пожарский» и «Большая жизнь», а в 1939 году в карьере актёра произошло самое значимое событие — его пригласили на пробы фильма «Поднятая целина».
На пробах «Поднятой целины» произошёл забавный случай. Владимир Дорофеев заранее загримировался в старичка, так как изначально пробовался на роль деда Щукаря.
Режиссер Юлий Райзман даже не догадывался, что перед ним стоит загримированный сорокалетний спортивный мужчина, ведь Дорофеев зашёл к нему в кабинет в полусогнутом состоянии, кряхтя и делая вид, что ему очень сложно передвигаться.
Райзман тут же вскочил со своего стула со словами: «Батюшка, давайте я вам помогу сесть». Режиссер на протяжении нескольких минут пытался уговорить Владимира отказаться от проб, ссылаясь на то, что тот слишком стар для того, чтобы сниматься в кино.
Сам же актёр всячески над ним подшучивал — то притворялся, что засыпает, сидя на стуле, то делал вид, что ничего не слышит, а когда ему это надоело — он резко вскочил и сел на шпагат. Райзман с распахнутым от удивления ртом не мог сказать ни слова.
Он понял, что его разыграли, когда в кабинет ворвались его помощники, которые буквально плакали от смеха. Понятное дело, что роль досталась в итоге Дорофееву. Вряд ли кто-то, кроме него, смог бы в столь молодом возрасте так реалистично изобразить беспомощного старого деда.
Через двадцать лет Владимир Дорофеев вновь вернулся к образу деда Щукаря в новой версии многосерийный киноленты «Поднятая целина», а до этого он сыграл в десятках культовых картин, таких как: «Кубанские казаки», «Свадьба с приданным», «Разные судьбы», «Капитанская дочка», «Девочка ищет отца» и во многих других.
В каждом фильме он неизменно снимался в ролях стариков и все актёры, которые работали с ним, искренне удивлялись его таланту. Люсьена Овчинникова говорила: «К моему сожалению, с Владимиром Дорофеевым я познакомилась поздно. Он был уже в возрасте.
Но мне всё равно посчастливилось своими глазами лицезреть, как он превращается в совершенно другого человека. То есть, в реальной жизни от него прямо веет энергией, силой, ловкостью (он же человек военный), а потом — бац, и как по щелчку пальцев он становится слабеньким дедушкой, который без трости и шага не может сделать.
У него так хорошо это получалось, что я переживала за него по-настоящему. Да что там я — все переживали и хотели ему как-то помочь. В то же время всем было ясно, что он просто находится в образе. Это самый настоящий актёрский дар, которым обладал только он».
О своей личной жизни Владимир Дорофеев умалчивал. Нет, он не прятал свою семью от публики — на всех мероприятиях (творческих встречах, фестивалях и так далее) он появлялся в компании жены и детей, но их имена никогда не называл.
Однако легко было понять, что его семейная жизнь была счастливой. Актёр ласково приобнимал супругу и целовал её в щёчку, когда появлялся с ней на людях, а также они всегда улыбались, глядя друг другу в глаза. Невооруженным глазом было видно, что между ними крепкая, нерушимая связь, неистовая любовь, которая длится десятки лет и ни на каплю не угасает.
Но, к сожалению, всему приходит конец. В 1974 году Владимира Дорофеева не стало — ему было 79 лет, а вскоре и его жена покинула этот мир. В Ростове в честь актёра установлен красивый памятник, который напоминает зрителям о его огромном вкладе в историю нашего кинематографа.