На первый план, помимо любви и верности, вышла тема судьбы людей вернувшихся из плена

Играл важную роль безымянного безного солдата, который возвращается домой, а потом решает, что к жене не вернётся – зачем он ей такой калека?

Метеор

По советскому кино, оставив яркий след, он пронёсся с огромной скоростью, успев к 33 годам сняться всего в десятке картин. Но практически все роли, сыгранные Евгением Урбанским в этих фильмах были очень яркими и надолго запомнились зрителям.

Детство

Родился Женя в 27 февраля 1932 года в Москве. Отец – Яков Самойлович, был сперва комсомольским, затем партийным функционером средней руки в Москве, мать, Полина Филипповна работала телеграфисткой.

В 1938-м отца перевели на высокий пост в ЦК Компартии Казахстана, но вскоре предъявили ему обвинение в контрреволюционной деятельности, арестовали и отправили в лагерь в Воркуту. Мать с сыновьями Женей и его старшим братом Володей осталась в Алма-Ате.

Там Женя пошёл в школу, и все 10 лет хорошо учился. Когда ему было 14 лет, мама увезла сыновей в Инту, где отец жил на поселении и работал на шахте. Женя учился в 6-м классе и занимался в художественной самодеятельности, хорошо пел, аккомпанируя себе на гитаре.

В Инте, после освобождения из лагеря, жил на поселении бывший кавалер ордена Ленина и Народный артист РСФСР оперный тенор Николай Печковский, игравший в театре колонии.

Увидев несколько раз на репетициях высокого кудрявого пылкого красавца со взором горящим, выкладывающегося, порой, даже больше, чем этого требовала роль, разглядел талант, взял его под опеку, а потом порекомендовал Урбанскому идти в драматические артисты, ехать в Москву или Ленинград и поступать в театральное училище.

Брак

Весной 1950-го Женя окончил школу, два месяца зарабатывал на шахте деньги на поездку в Москву, и в августе поехал в столицу, но поступил не в театральный ВУЗ, а, вместе с друзьями из Инты – в автодорожный институт. В это время он случайно познакомился с Ольгой Дерябиной – симпатичной девушкой из интеллигентной профессорской семьи, студенткой пединститута.

На первом свидании Евгений покорил девушку тем, что самозабвенно читал стихи Владимира Маяковского. Когда Евгений после «киношки» и прогулок по Москве провожал Ольгу на Лосиноостровскую, от него всякий раз сбегала последняя электричка, и он в свою комнату в общаге приходил лишь под утро.

Родители Ольги, узнав, что дочь хочет связать свою судьбу с неотёсанным сыном человека, отбывающего политическую ссылку, пришли в ужас. Не в восторге от выбора сына были отец и мать Урбанского, когда он привёз Ольгу «на смотрины» в Инту.

Поженились молодые люди в тайне от родителей жениха и невесты, жили сначала порознь, потом снимали комнаты в коммуналках, а когда у них родилась дочь Ольга, родители наконец-то приютили пару.

Школа-студия МХАТ

Личная жизнь очень отвлекала от учёбы, и Евгения отчислили за систематические прогулы и неуспеваемость, но осенью он поступил в Горный институт, где был сильный театральный коллектив, и, вместо того, чтобы учиться горному делу, Евгений пропадал там день-деньской, и со второго курса его снова выгнали.

Тогда он вспомнил советы Печковского и решил поступить в Школу-студию МХАТ. Зачисли его уже после того, как Василий Топорков набрал курс. На одном курсе с Урбанским учились Валентин Гафт и Олег Табаков. Среди сокурсников Евгений отличался необузданным темпераментом, за что в будущем его ценили режиссёры.

Пророчество цыганки

В 1954-м, когда Урбанский учился на втором курсе, неподалёку от здания Школы-Студии его остановила цыганка и предсказала ему громкую славу, любовь женщин и смерть через 11 лет. В общежитии он не находил себе места, и рассказывал об этом каждому встречному. Пророчество уличной цыганки преследовало его всю жизнь, пока не сбылось.

«Коммунист»

Сниматься в кино Урбанский начал, ещё учась на четвёртом курсе МХАТовской Школы-студии: как-то на репетицию спектакля учебного театра зашёл шестикратный сталинский лауреат режиссёр Юлий Райзман, снявший к тому времени полтора десятка картин, увидел Урбанского, и пригласил его на пробы к своему новому фильму «Коммунист».

Пробы Урбанский прошёл «на ура», но дело осложнялось тем, что на главную роль Василия Губанова худсовет «Мосфильма» уже утвердил Валентина Зубкова, и Райзману потребовалось много сил, чтобы переутвердить Урбанского на главную положительную роль, а Зубкова передвинуть на второстепенную отрицательную.

«Коммунист» вышел на экраны в 1957-м, после ХХ съезда КПСС, когда по самой идее коммунизма был нанесён сильный удар, и вера людей в идеалы, за которые они боролись и умирали, пошатнулась. Зрительные залы были переполнены, фильм с успехом показали во многих странах мира.

Райзман за «Коммуниста» получил почётный диплом на кинофестивале в Венеции, а Урбанский, сразу же ставший звездой – первую премию Всесоюзного кинофестиваля 1959 года за лучшею мужскую роль.

Театр им. Станиславского

В дипломном спектакле Топорков дал своему любимому студенту роль Лопахина в чеховском «Вишнёвом саде», и Урбанский получил приз за лучшую студенческую работу. Но после получения диплома Урбанского, уже очень популярного в стране, во МХАТ не приняли, и актёр Евгений Шутов, герой которого Фёдор Фокин в «Коммунисте» застрелил Губанова, предложил ему пойти в театр им. Станиславского.

Народный артист СССР Михаил Яншин принял Урбанского с распростёртыми объятиями.

За 8 лет, что актёр там служил, Яншин доверил ему 14 главных ролей в пятнадцати спектаклях, среди которых Виктор Мышлаевский из «Дней Турбинных» по Михаилу Булгакову, Лопахин из «Вишнёвого сада», Ричард Даджен из «Ученика дьявола» Бернарда Шоу, Джонатан Пичем из «Трёхгрошовой оперы» по Бертольду Брехту.

Маяковский

Урбанский статью и характером был похож на своего кумира Маяковского, а стихи его читал так, что временами казалось, что это сам горлан-главарь разговаривает с потомками. Телевидение даже записало 45-минутную программу «Поэт и время», в которой Урбанский от имени Маяковского рассказывал «о времени и о себе».

Телевизионными рейтингами в то время служили письма зрителей на телевидение, и благодаря их потоку, программу повторяли несколько раз. Муза и гражданская жена Маяковского Лиля Брик хотела, чтобы Урбанский сыграл Маяковского в кино, да и сам он мечтал об этом всю жизнь, но не судьба.

Новая любовь

Яншин очень помог чете Урбанских: театр выделил им небольшую комнату у Никитских ворот, но для актёра без званий это был огромным подарком. Однако семейная лодка уже дала трещину: Евгений всерьёз увлёкся актрисой Татьяной Андриканис, которую знал ещё со студенчества, и которая была младше его на 6 лет.

Урбанский оставил жилплощадь Ольге с дочерью, и сохранил с ними тёплые отношения до самой смерти. Сам он перебрался в комнатушку в театре, в которой всегда пахло красками и декорациями, и для жизни она совсем не годилась.

«Баллада о солдате»

В блистательной картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» Урбанский играл небольшую по продолжительности экранного времени, но очень важную роль безымянного безного солдата, который возвращается домой, а потом решает, что к жене не вернётся – зачем он ей такой калека?

Но телеграфистка на почте, которая слышала его разговор с главным героем Алёшей Скворцовым, говорит ему, что его ждут, и он едет в свой город. На станции ему на шею бросается жена, которой он очень нужен. Коротенькая сцена встречи сыграна Урбанским так, что аж дух захватывает.

В «Неотправленном письме» Михаила Колотозова, который вышел в том же году, что и «Баллада», играли вместе Василий Ливанов, Иннокентий Смоктуновский, с которым Урбанский подружился, и Татьяна Самойлова. Спустя год Урбанский сыграл в одном фильме с Татьяной Андриканис, которая в титрах значилась, как Лаврова.

Нет, она не вышла замуж, просто взамен своей настоящей фамилии взяла творческий псевдоним. Роман у них был бурный, но не долгий. Они полулегально жили в комнатке в общежитии, снимали комнаты и углы, пока бабушка Татьяны не сжалилась и не пустила их к себе в комнату за ширму.

Расстались они после того, как Урбанский рассказал Татьяне о своей случайной и ничего не значившей интрижке, которая случилась в одной из киноэкспедиций.

*

«Чистое небо»

В 1960-м Чухрай пригласил Урбанского в свой новый фильм «Чистое небо», который стал для актёра второй вершиной, после «Коммуниста». Этот фильм про лётчика Алексея Астахова и его любовь Сашу Львову.

Даниил Храбровицкий написал лёгкий сценарий, Чухрай взялся за него, потому, что два года сидел без работы, а Урбанскому показалось, что он сможет на съёмках забыть тяжёлое расставание с Лавровой. Когда начались съёмки, Чухрай и Храбровицкий доработали сценарий, и на первый план, помимо любви и верности, вышла тема судьбы людей, вернувшихся из плена.

В картине Урбанский в отдельных сценах сыграл просто гениально, у них с Ниной Дробышевой сложился потрясающий актёрский дуэт. В 1961 году советские зрители признали «Чистое небо» лучшим фильмом года –его посмотрело больше 40 млн. человек.

*

Новый брак

В том же году в Доме кино Урбанский встретил Заслуженную артистку Латвии Дзидру Ритенбергу, которая бала старше его на 4 года. В 1957-м на Венецианском кинофестивале она получила приз за лучшую женскую роль в фильме сталинского лауреата Владимира Брауна «Мальва».

После бурного романа Евгений и Дзидра поженились, и Яншин снова «выбил» им квартиру, на этот раз, на Балтийской улице. В 1962 году Урбанский стал Заслуженным артистом РСФСР, и сравнялся с женой по званиям.

*

В начале 60-х у Урбанского начались проблемы в театре: вместо Михаила Яншина, главным режиссёром назначили Бориса Львова-Анохина, и, как это частенько бывает, хороший режиссёр не сработался со звёздным актёром.

Урбанский считал, что он перерос своих героических социальных персонажей, он хотел играть глубокие роли из классического репертуара, а их ему ни в театре, ни в кино не предлагали.

«Директор»

На такую же социальную роль в фильме «Директор» Урбанского пригласил Алексей Салтыков. Он был младше Урбанского на два года, но уже успел снять четыре картины.

Двумя годами ранее они уже могли работать вместе: Салтыков пригласил актёра на главную роль Егора Трубникова в картину «Председатель», но худсовет «Мосфильма» счёл, что Урбанский для этой роли слишком ярок, молод, красив, и никаким гримом колхозного председателя, потерявшего на войне руку, из него не сделать.

Роль отдали Михаилу Ульянову, и, на мой взгляд, это было верное решение.

Урбанский предложение Салтыкова принял со смешанным чувством: с одной стороны, Алексей Зворыкин, чьим прототипом был директор автозавода им. Сталина Иван Лихачёв, не был похож на его прежних героев, а временной период позволял показать развитие характера от революционного матроса до крупного хозяйственного работника.

С другой стороны, приближался срок 11 лет, который отвела Урбанскому цыганка. Павильонные сцены, в которых играли Иван Лапиков, Нонна Мордюкова, Григорий Гай, Фёдор Одиноков прошли хорошо, и предстояла длительная экспедиция на натуру – в пустыню Кара-Кум, где снимались сцены автопробега.

(Кстати говоря, никто из этих актёров в фильме, который Салтыков снял через четыре года, не участвовал). За несколько дней до отъезда Урбанский позвонил по телефону бывшей жене Ольге, и во время долгого разговора несколько раз повторил ей, что очень не хочет ехать, что у него дурное предчувствие.

Роковой трюк

На 5 ноября1965 года была запланирована трюковая съёмка прыжка легкового автомобиля с кузовом кабриолет через барханы, в котором должен был ехать Урбанский. Днём он вместе со вторым режиссёром Николаем Москаленко и актёром Владимиром Баллоном на вертолёте Ми-2 совершил облёт места съёмки трюка, чтобы осмотреть рельеф.

Летели на небольшой высоте, и, увидев в иллюминатор, как рабочие, готовят трамплин для прыжка, кидают лопатами песок, Урбанский вдруг тихо, но отчётливо, так, что Баллон сквозь рёв моторов слышал, вдруг сказал: «Могилу мне роют».

Вечером съёмочную группу пригласили в Бухарский обком партии на торжества по случаю годовщины Октября. Столы ломились от угощений, все были в приподнятом настроении. Все, кроме Урбанского: он был замкнут, почти ничего не ел и не притронулся к спиртному.

К середине дня 5 июня отсняли три дубля, но все они были забракованы Москаленко – Салтыков три дня находился в Москве, и собирался вернуться только после праздников. Урбанский мог спокойно посадить вместо себя дублёра – там лица его вообще не было видно, но он решил всё сделать сам, очевидно, в горячке съёмок позабыв цыганское предсказание.

Перед съёмками четвёртого дубля все те, кто должен был исключить трагедию, почему-то отнеслись к своим обязанностям халатно, и не проверили трамплин, угол которого после трёх прыжков трёхтонной машины изменился, а водитель-каскадёр этого не учёл.

Никаких ремней, страхующих водителя и пассажира, в машине не было, крыши, которая смягчила бы удар, тоже. После разбега машина сорвалась с трамплина, перевернулась и упала колёсами вверх.

Каскадёр, сидевший за рулём, умер сразу, а Урбанский, когда его извлекли из-под машины, ещё дышал, но травмы, полученные им, были несовместимы с жизнью, и до больницы в Бухаре его не довезли.

Первой о трагедии узнала Ольга – беременной Дзидре сказать об этом долго не решались, а когда, всё-таки, сказали, у неё едва не случился выкидыш. На прощание и похороны мужа доктора её не отпустили. Родившуюся через три месяца дочь Дзидра назвала Евгенией.

Оцените статью
На первый план, помимо любви и верности, вышла тема судьбы людей вернувшихся из плена
Талантливая и красивая актриса Ирина Малышева: ранний дебют и ранняя любовь, работа риелтером и недолгое возвращение на экран