1 сентября празднует свой день рождения замечательная актриса, сыгравшая множество ролей в кино. Самыми известными из них и сегодня остаются Нина в «Кавказской пленнице» и Панночка в «Вие».
После выхода фильма Леонида Гайдая на экраны миллионы женщин стали делать такую же причёску, как была у героини Натальи Варлей, а почтальоны мешками носили для неё письма на «Мосфильм».
Но зрители даже не догадывались о том, что происходило за кадром «Кавказской пленницы». Спустя много лет после выхода комедии на экраны Леонид Гайдай просил прощения у актрисы, которую сделал настоящей звездой.
С цирковой арены – на съёмочную площадку
Папа Натальи Варлей был капитаном и, когда жена его уже была на последних сроках беременности, он взял её с собой в плавание. В румынском городе Констанце появилась на свет девочка, которую назвали Наташей.
Спустя месяц она уже плыла к родным берегам, побывала в Ленинграде, потом в Москве, а затем вместе с мамой, папой и бабушкой отправилась на поезде к месту назначения отца во Владивосток. Так маленькая Наташа до трёх месяцев успела проехать через всю страну, правда, она этого совсем не помнила, но знала из рассказов мамы и бабушки.
Ей было уже 3 года, когда папу перевели в Ленинград, а она с мамой и бабушкой вернулась в Москву. Это девочка уже запомнила, и как вошли они в почти пустую квартиру, как обживались, как приезжал на выходные папа в их старенький двухэтажный дом на Бутырской улице. Мама и бабушка видели в Наташе будущего врача, ведь она так лихо вытаскивала им занозы и обрабатывала ранки йодом.
Но девочка в то далёкое время мечтала стать пианисткой, выходить на сцену в красивом платье, садиться за рояль и едва прикасаясь к клавишам, извлекать волшебные звуки. Кстати, музыкой она занималась с завидным старанием, ей это очень нравилось.
Наташа ещё успела попутешествовать: в первый класс она пошла в Москве, затем шесть лет семья жила в Мурманске, а потом они вернулись в столицу. Наташа часто болела, из-за ревмокардита у неё даже было освобождение от уроков физкультуры, а врачи рекомендовали ей ограничивать физические нагрузки. И при этом впоследствии Наталья Варлей поступила в цирковое училище.
Однажды в Сочи она впервые попала на цирковое представление и в первом отделении буквально влюбилась в парящую под куполом гимнастку, а во втором – в отважную хрупкую дрессировщицу, каждому взмаху руки которой подчинялись грозные тигры. С тех пор Наталья Варлей мечтала стать только цирковой артисткой.
Она пошла в детскую цирковую студию, а после поступила в училище. Она была очень счастлива, когда начала работать в цирке, и отчаянно плакала после того, как поняла, что из-за съёмок в кино ей придётся на время расстаться с манежем.
В то время она выступала в номере с Леонидом Енгибаровым, благодаря которому познакомилась с режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем. У него она снялась в картине «Формула радуги», а после попала на пробы в «Кавказскую пленницу», совершенно покорив Леонида Гайдая.
Во время съёмок она пыталась работать на площадке и репетировать в цирке, не желая расставаться с детской мечтой. Но после всё же отказалась от неё, поступив в Щукинское училище. Но это было уже после выхода на экраны фильма, сделавшего её знаменитой.
Неудобная история
Сниматься в кино Наталье Варлей было непросто, но она очень старалась, тем более что опытные коллеги ей помогали. Юрий Никулин и вовсе взял над ней своеобразное шефство, ведь она была своей, «цирковой», как и он сам.
Атмосфера на площадке была вполне дружелюбная, однако произошёл инцидент, о котором сама актриса вспоминать не очень любит, но его она описала в своей автобиографической книге «Канатоходка».
После празднования дня рождения Александра Демьяненко режиссёр пошёл провожать актрису в гостиницу. Их номера были рядом, но, когда Наталья Варлей открыла дверь, Гайдай шагнул в номер за ней.
Он хотел закрыть сразу дверь на замок, но актриса попросила его этого не делать. В номере они сели, Наталья Варлей смущалась, пыталась заполнить неловкую паузу разговорами о прошедшем дне рождения, о съёмках.
Потом в номер зашла Нина Гребешкова, взглянула строго на присутствующих и вышла, не сказав ни слова и даже не обратив внимания на слова актрисы о разговоре о работе. Леонид Гайдай пошёл вслед за супругой, но из номера не вышел, напротив, он закрыл дверь на замок.
Наталья Варлей, думая, что режиссёр уходит, шла за ним, а когда он обернулся и хотел её поцеловать, поблагодарила свою мгновенную цирковую реакцию. Она увернулась, быстро открыла дверь и буквально вытолкнула Гайдая из номера.
Утром всё было как обычно, рабочий процесс шёл своим чередом, но режиссёр всё же обиделся на актрису. Когда дело дошло до озвучивания, он пригласил Надежду Румянцеву, чьим голосом и говорит в кадре Наталья Варлей. Когда режиссёр сказал об этом Наталье, причём довольно жёстко, она растерялась, а после и расплакалась от обиды.
Ведь до этого никаких претензий к её голосу у Гайдая не было. Смотреть равнодушно на слёзы Варлей было невозможно, и Леонид Иович тут же попытался её успокоить, объяснив, что у неё не хватит опыта для такой работы.
Актрису даже отвезли на студию, но, словно намеренно, ничего не стали объяснять, пустили к микрофону. Когда у Натальи Варлей от волнения пересохло горло, Гайдай просто отодвинул её, сказав: «Некогда нам с тобой тут возиться!»
К тому же и песню «Где-то на белом свете», которую она должна была исполнять, в фильме поёт вовсе не она, а Аида Ведищева. Чужой голос – это было наказание Варлей за ту закрывшуюся за Гайдаем дверь гостиничного номера после дня рождения Александра Демьяненко.
Искреннее раскаяние
На самом деле голос у актрисы был нормальным, и она вполне могла бы озвучить свою героиню полностью сама, ведь в комедии звучат несколько фраз её голосом. Впоследствии она сама начала работать ещё и в озвучивании, в этой области она стала настоящим мастером, на её счету дублирование порядка двух тысяч фильмов.
А ещё Наталья Варлей выпустила диск с песнями. Однако после премьеры «Кавказской пленницы» ей было горько и обидно до слёз. Впрочем, она их и не сдерживала.
Всё это было очень болезненно для начинающей актрисы, однако с Леонидом Гайдаем она не только не испортила отношений, а даже подружилась, как и с его женой Ниной Гребешковой, и ещё с дочкой и внучкой режиссёра. Гайдай называл Наталью Варлей своей любимой актрисой и однажды, уже в конце жизни сказал слова, от которых у актрисы до сих пор выступают слёзы.
Он признался, что не может простить себе озвучивание Нины Надеждой Румянцевой. Несмотря на профессионализм и чёткое копирование интонаций Варлей, всё равно было слышно голос актрисы, которая была на 10 лет старше Натальи. А после он произнёс: «Наташа! Ты прости меня…» Это были очень важные для Натальи Варлей слова. Конечно, она его простила.
В кино Наталья Варлей добилась успеха, а вот в личной жизни она вовсе не была счастлива. Ни один из трёх браков актрисы нельзя назвать удачным, но она научилась жить в гармонии с собой и любить несмотря ни на что.