1989 год. Александр Абдулов снимается четырех кинопроектах – он снимается у своего друга Сергея Соловьева в главной роли в фильме «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», в комедии Анатолия Эйрамджана «За прекрасных дам!», в экранизации повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и фильме «Руанская дева по прозвищу Пышка» по мотивам произведений Ги де Мопассана.
Большую часть времени актер проводит в театре «Ленком» — репетиции и вечерние спектакли. И, одновременно со всем этим, занимается подготовкой фестиваля «Задворки».
АКТЕРЫ БЕГАЮТ ПО КРЫШЕ С ЛОПАТАМИ
Сцену мастерят во дворе «Ленкома», артисты помогают сами, а деньги от показов отдают детскому дому в Димитрове. Позже фестиваль поможет восстановить церковь Рождества Богородицы в Путинках.
— Думаю, что ни один театр Москвы сейчас не поднял бы то, что мы сделали на «Задворках». Чтобы вот так вот, бесплатно, в свободное от работы время, между репетициями, после спектаклей вечерних, чтобы так все собирались с лопатами, привозили гравий, песок, вызывали кран, по крышам бегали.
Это замечательно, что театр наш жив, — рассказывал Александр Абдулов летом 1989 году заехавшей к нему на пять минут Регине Дубовицкой. — Конечно, замечательно, когда у тебя есть квартира, машина, дача, счет в банке, ты снимаешься иногда в кино, играешь в одном-двух спектаклях. Но это не интересно. Пока мы живы, надо себя тормошить.
А еще Александр Гавриилович рассказал бессменной ведущей передачи «Аншлаг» о том, как стал актером, и почему не поет профессионально. Кстати, часть беседы прошла прямо на строительной площадке фестиваля, где во время обеденного перерыва трудился Абдулов.
ОТЕЦ СНИМАЛ ШАПКУ ЗА КВАРТАЛ ДО ТЕАТРА
— В институт поступил не с первого захода. Я приехал, у нас было три сына в семье. Каждый мечтал стать актером, ездили, поступали, не поступали, возвращались. Так получилось, что у меня отец был святой человек, он работал режиссером в Ферганском драматическом театре, таких людей я больше не встречал никогда. Это человек, который за квартал снимал шапку перед театром.
Тогда это казалось смешным. Ну, папа чудит. А для него это был храм. Действительно, храм. Я был его последней надеждой, потому что на мне кончался род Абдуловых. Он не говорил мне об этом, но я видел, как он страдал, и как он понимал, что, если я не поступлю, то все.
Александр Абдулов поехал в Москву, не поступил, вернулся домой. Для его отца это была настоящая трагедия. А сын подумал – не получилось, пойду в спортивный институт, он тогда активно занимался спортом.
— Но сверху что-то клюнуло меня, год трудился рабочим сцены в Ферганском драмтеатре, готовился к поступлению. Причем. Первый раз приехал, читал Чацкого в 18 лет, не поступил со странной формулировкой: «Несоответствие внешних и внутренних данных», — говорил Абдулов.
ПОСТУПИЛ ВО ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВУЗЫ
Через год Абдулов вернулся в Москву, где поступил одновременно во все театральные институты города Москвы. Прошел все три тура во всех вузах.
— Пришлось выбирать, и я выбрал мастерскую народного артиста СССР, профессора Иосифа Моисеевича Раевского. Потому что он принадлежал к числу последних из могикан, такие люди постепенно уходили, — вспоминал актер.
Потом в творческой судьбе актера появился театральный режиссер Марк Захаров. Абдулов называл Марка Захарова своим вторым отцом, духовным наставником, это человек, которому он был обязан всем.
В те годы Александр Гавриилович был женат на одной из самых красивых актрис театра и кино – Ирине Алферовой, которую боготворил.
— Моя самая большая удача в жизни – моя жена, актриса Ирина Алферова. Все семейные обязанности на ней. Она – хозяйка дома. Для меня это загадка, как она все это может успевать, — говорил актер.
ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД АЛЕКСАНДРА АБДУЛОВА
На тот момент у Абдулова вышло несколько пластинок-миньонов с его песнями. Его часто просили спеть на творческих вечерах.
— Иногда в фильмах я пою, это как запретный плод – почему все поют, а я нет. Но я не певец. Представьте концертный зал, рояль, концертмейстер, и я выхожу с микрофоном и говорю: «Песня о Родине», через три минуты никого в зале не останется.
Поэтому я не певец, а актер, который иногда поет, — признавался актер. — Ни одна роль мне не принесла такой популярности, как роль с этими идиотскими куплетами «Uno uno un momento» из «Формулы любви». Присылали огромное количество писем с просьбами написать слова и выслать ноты.
Никто не думал, что я там до этого сыграл, это наплевать. Никогда не думал, что у нашего народа такая тяга к итальянскому искусству.
Тем не менее, песня замечательная, и Александр Абдулов иногда что-то пел, облекая это в какую-то театральную форму.
— Вживую петь – это не мое, — заключал актер.