“Не могу я больше с ней, не могу”. Любимая и невыносимая жена Всеволода Санаева. “Ой, Лида! Алеша жить не будет. У него глаза пустые”

Окружающим он всегда казался успешным, благополучным и правильным. Поводов для сплетен этот человек никогда не давал. Слыл однолюбом и образцовым семьянином.

И лишь немногие знали, что жена артиста, с которой он прожил всю жизнь, страдала тяжелыми затяжными депрессиями. Вердикт врачей был страшным — мания преследования.

Съемочная площадка была для артиста спасением, возможностью хоть ненадолго уйти от тяжелой реальности.

У Всеволода Санаева почти сто работ в кино. Но самой яркой и неожиданной, в том числе и для самого артиста, стала роль Сиплова в “Оптимистической трагедии” режиссера Самсона Самсонова. Жена была категорически против того, чтобы он играл в этом фильме.

Это был тот редкий случай, когда Всеволод Васильевич пошел наперекор воли супруги. Санаев всю жизнь мечтал об острохарактерных ролях, а роль Сиплова сыграл только в 51 год.

Начало карьеры Санаева в кино было необычным. Он получил сразу две роли в одном легендарном фильме.

Шел 1937 год. Режиссер Григорий Александров снимал музыкальную комедию “Волга-Волга”.

25-летнего Всеволода, только что окончившего ГИТИС, пригласили в картину на роль дублера. Санаев должен был вместо героя прыгнуть в реку. Сева раз за разом исправно нырял в ледяную воду. Ведь лето, как это часто случается в кино, снимали поздней осенью. В результате молодой артист чуть не утонул. В суматохе за ним забыли послать глиссер.

Зато этот случай, едва не окончившийся трагедией, дал Санаеву возможность оптимистично смотреть на свое кинематографическое будущее.

В награду за терпение и смелость Александров предложил парню сразу две роли: музыканта симфонического оркестра и лесоруба. С приклеенной седой бородой и озорными молодыми глазами этот лесоруб, играя на пиле, вызывал гомерический хохот режиссера.

Разудалым веселым эпизодом кинематограф побаловал актера только однажды. Мудрые, справедливые, надежные, председатели колхозов, партийные работники, милиционеры — сколько же Санаев сыграл таких ролей за свою жизнь.

Зрители верили в реальность персонажей Санаева настолько, что порой осложняли артисту жизнь. Например, после выхода на экраны трилогии о полковнике Зорине на Петровку 38 стали приходить мешки писем, адресованные герою Санаева. У него просили юридическую помощь, писали из мест заключения, искали сочувствия.

Всеволод Санаев коренной туляк, и очень этим гордился. Будущий актер родился 25 февраля 1912 года в городе мастеровых талантливых людей — Туле. Отец — Василий Николаевич Санаев работал на оружейном заводе, обеспечивая семью, где было 12 детей.

Дети очень дорожили и любили своих родителей, называя их на “Вы”. В детстве Сева доставлял родителям немало хлопот. Учился из рук вон плохо. Отец отправил его работать на патронный завод, потом на гармонную фабрику. Главной страстью Санаева в юные годы был драмкружок. К парнишке и прозвище приклеилось — Севка-артист.

Отец был против того, чтобы сын уехал в Москву учиться “на артиста”. Но с напутствием: “Если будешь шалды-балды бить, не возвращайся”. Позже отец сам приехал к сыну, чтобы посмотреть, как он там устроился и чем занимается. Приехав домой, успокоил жену: “Маша, успокойся. Севка выбрал правильную дорогу”.

В Москве Сева поступил на театральный рабфак, потом окончил ГИТИС. Именно его, среди 700 студентов, взяли в труппу МХАТа. А это была самая сокровенная мечта Санаева.

Параллельно с началом работы во МХАТе Санаев сыграл свою первую главную роль в кино. И не у кого-нибудь, а у самого Ивана Пырьева в фильме “Любимая девушка”. Партнершей молодого Санаева стала звезда советского экрана Марина Ладынина.

Любимую девушку, ставшую его женой не на экране, а в жизни Всеволод Санаев встретил во время гастролей МХАТа в Киеве.

С первого взгляда он влюбился в студентку филфака Лидию Гончаренко и сделал ей предложение. В Москву они уже вернулись вдвоем.

В юности Лидия была умницей, с юмором, азартной и начитанной. Прекрасно понимала актерское дело. Помогала мужу учить его роли.

Вскоре у супругов родился сын Алеша. Санаев повез молодую жену и первенца в Тулу. Он хотел, чтобы родители порадовались его безграничному счастью. Но, как говорят в народе, когда все слишком хорошо, жди беды. Первой недоброе почувствовала Мария Николаевна, мама Севы.

Посмотрев на Алешеньку, она сказала невестке: -Ой, Лида, он жить не будет.

-Почему!? — Лидия потеряла дар речи.

-А у него глаза пустые.

У ребенка были очень красивые глаза, но не было внутренних уголков глаз. И сам он был красоты неописуемой и очень похож на мать.

Лидия была в шоке от услышанного и сильно обиделась на свекровь. К несчастью, страшное предсказание сбылось очень скоро.

Началась война. Санаев застрял со съемочной группой в Борисоглебске. Въезд в Москву был уже закрыт. А Лидия с двухлетним ребенком успела эвакуироваться в Алма-Ату. Там Алеша заболел корью и дифтеритом.

Мать была в отчаянии, что не сумела спасти сына. От потери сына Лидия так никогда и не смогла оправиться.

Похоронив Алешу, она несколько месяцев искала мужа и чудом его нашла. Это была трагическая встреча. Увидев лицо жены, Всеволод сразу понял — сына у них больше нет. Спасти Лидию могло только одно — ребенок.

В октябре сурового 1942 года в семье Санаевых родилась дочь Елена. Казалось, счастье вернулось к безутешным родителям. Но мать так тряслась над девочкой, так оберегала каждый ее шаг и ежеминутно боялась потерять ребенка, что счастье оборачивалось настоящей трагедией.

Вскоре Лидии пришлось не менее чем за дочь переживать и за мужа. В 35 лет на съемках фильма “Алмазы” у Всеволода Санаева случился инфаркт.

Вечный патологический страх за дочку и мужа сделал Лидию Антоновну раздражительной и привел к глубокой депрессии. Обстановка в доме становилась невыносимой.

Не выдержав тирании любви, Санаев поехал в Тулу, чтобы посоветоваться с родными, как быть.

“Не могу я с ней больше, не могу. Оставлю я ее”, — жаловался он матери.

“Сева, ты что? У нас не принято бросать семью свою. Ни в коем случае не делай этого”, — со слезами посоветовала мать.

Такую слабину Всеволод позволил себе только однажды. Терпел. Оберегал жену от посторонних глаз. К себе домой никого не приглашал. Не хотел пересудов.

А на людях всегда старался быть веселым, шутил, подтрунивал над партнерами, рассказывал анекдоты. Когда на душе становилось нестерпимо тяжело, Санаев шел к друзьям. Особенно любил бывать у поэта Леонида Дербенева.

Наблюдая за хлопотами гостеприимной улыбчивой Веры и слушая веселую трепотню друга, Всеволод Васильевич словно оттаивал и начинал улыбаться.

Долгие годы Всеволод Санаев занимал высокий пост в Союзе кинематографии. Распределял путевки и квартиры, а сам продолжал ютиться в маленькой комнатушке в коммуналке с дочкой и женой.

“Сначала мы жили в 9-метровой комнате, потом нам дали 14-метровую. А потом улучшили и дали комнату в 16 метров, где было меньше соседей.

И только благодаря тому, что отец ушел из МХАТа и начал активно сниматься, и благодаря скромности мамы, которая складывала каждую копейку, им удалось накопить деньги на кооператив. И, наконец, в 47 лет папа купил кооперативную квартиру”.

Елена Санаева.

У этого человека был свой кодекс чести, который он ставил выше комфорта, денег и даже профессионального успеха. Внешне казалось, что жизнь Всеволода Санаева размеренна и благополучна. Он много снимался, играл в театре. Одно время преподавал во ВГИКе.

О прогрессирующей болезни жены никому не говорил. На вопросы знакомых о супруге скупо отвечал: “Трудно, но что же делать. Это мой крест”.

По обрывкам этих коротких фраз друзья догадывались, что живется Всеволоду Васильевичу тяжело. Эту боль он носил все время в себе. Казалось, он был здесь, среди людей, а мыслями все равно был дома.

“У мамы нарастала депрессия, недовольство собой, своей жизнью. И она мне говорила: “Что мне остается? Ваши болезни и кастрюли”. И в этом была глубокая правда.

Когда мама заболела и попала в больницу надолго, замечательный актер Сергей Лукьянов сказал: “Оставь Сева. Уйди в чем есть. Все наживешь. Дальше будет только хуже”.

И папа сказал, что он ее никогда не оставит. Потому что это женщина, которая подарила ему свою молодость, родила двоих детей”.

Елена Санаева.

Как бы там ни было, жизнь шла своим чередом. Силы актеру давала работа. Дочка выросла и стала радовать отца своими профессиональными успехами. А вот ее личная жизнь была для Всеволода Васильевича источником постоянных волнений. Лена неудачно вышла замуж и скоро осталась одна с ребенком на руках.

Молодая актриса много снималась, и Паша рос в доме бабушки и дедушки. Жизнь своей семьи Паша описал в автобиографической повести “Похороните меня за плинтусом”, ставшей в 90-е годы бестселлером. Автор видел в своей книге хронику веселого абсурда.

-Это правда, что когда Паша болел и мама делала с ним уроки. Паша отвлекался, делал ошибки и мама говорила: “Сволочь. На бритвах учишься. Чтобы все эти бритвы тебе в горло влезли!”

Потому что она бритвой стирала ему ошибки.

Мама, конечно, могла такое выдать: Лена,- кричала она мне. -Что у тебя на голове?

-Шапка.

-Это кастрюля, а не шапка! — Елена Санаева вспоминает все это со смехом.

В 2009 году режиссер Сергей Снежкин снял по этой повести более чем серьезный фильм. Что правда в фильме, что творческий вымысел — об этом в свое время было много споров.

Но все, кто близко знал эту семью, с трактовкой режиссера не согласны.

Самую достоверную оценку дала Елена Санаева: “Режиссеру было важно показать несчастным ребенка и монстрами дедушку с бабушкой. А они не были монстрами. И мама не была. Они были безумно любящие, готовые пластаться ради Паши и ради его здоровья. А он действительно много болел в детстве”.

Паше было три года, когда его мама познакомилась с Роланом Быковым. Этому человеку было суждено примирить все страсти в семье Санаевых. Хотя поначалу и Лидия Антоновна, и Всеволод Васильевич были не в восторге от очередного выбора дочери.

К Ролану Всеволод Васильевич относился с неприязнью. Потому что на каждом партсобрании Ролана “склоняли” и “склоняли”. Когда дочь заявила, что она с Роланом, для него это был удар.

Вопреки всем мрачным прогнозам Лена была счастлива. Очень быстро Быков нашел подход и к Лидии Антоновне, и к Паше. Он проявлял активнейший интерес ко всему, чем Паша занимался. Родители хоть и ревновали дочку и внука к Быкову, но теперь были уверены, что Лена и Паша в надежных руках.

-Они как-то пришли ко мне. Наконец они были довольны, что у меня хороший дом, что у Паши замечательные отношения с Роланом. Посидели. И мама его поцеловала. А папа сказал: “Целуй, целуй пока теплый”.

Это грустный юмор Санаева. Таким Всеволод Васильевич остался и в памяти зрителей, которые уверены: Санаев в жизни, и Санаев в фильме “Белые росы” — это один и тот же человек.

Всеволод Санаев и в самом деле как будто попрощался в этом фильме со всеми, кого любил и для кого трудился.

Прожив 55 лет в браке с мужем, Лидия Антоновна угасла в 1995 году. И он вместе с ней.

Женщина, столько лет жившая в постоянной тревоге ушла спокойно и тихо. Всеволод Васильевич без жены жить не смог. Оказалось, что стремление утешить свою жену, вызвать на ее лице хоть редкую улыбку стало смыслом его жизни.

Он пережил жену всего на 10 месяцев и очень быстро умер от рака в доме дочери. На их глазах. Ушел так, как и хотел. Не на больничной койке, а на руках Лены и Ролана.

Оцените статью
“Не могу я больше с ней, не могу”. Любимая и невыносимая жена Всеволода Санаева. “Ой, Лида! Алеша жить не будет. У него глаза пустые”
Геннадий Ялович: актёр, которого запомнили по одной роли и его недооценённый талант