«Быть или не быть с ней? Остаться или уйти?» — наверное, об этом с тревогой думает мужчина в костюме жениха, изображенный на одной из самых странных советских картин.
Это полотно передает двоякие чувства: это и позднесоветская действительность, где, казалось бы, трудно удивить кого-то тем, что девушка задолго до свадьбы потеряла свою невинность. И это действительность исламская – ведь автор – мусульманин. Как известно, в мусульманстве до сих пор чтят традиции девической невинности и чтили свои обычаи даже в советское время.
Но здесь появляется еще один аспект. Картина написана в конце 80-х годов, незадолго до распада Советского Союза – как раз тогда во всей культуре, да и не только в ней начался переломный процесс. Те темы, которые раньше были под запретом, стали выходить на «свет божий», а те произведения, которые писались в духе соцреализма, наоборот, стали непопулярными и смешными.
Практически все деятели культуры и искусства стали менять свои убеждения: раньше они прославляли советский строй, а теперь стали антикоммунистами, ругали власть Советов. Начался период, называемый «постмодернизмом» в искусстве, когда представители творческих профессий стремились к ажиотажу вокруг них, хотели эпатировать публику. О «добром, вечном и прекрасном» речи тогда уже не шло.
Вот и наш художник, Рамиль Рахматуллин, тоже написал картину, которой смог действительно всех поразить.
Рамиль родился в 1958 году в Красноярском крае – казалось бы, откуда он знал о традициях мусульман? Но когда мальчику было лет 12-14 – семья переехала в Татарстан – историческую родину родителей Рамиля. Он с детства стремился стать художником, окончил художественную школу, стал принимать участие в выставках.
Сначала он представлялся как мастер жанровых картин и пейзажей. И некоторые его полотна можно посмотреть в музеях Нижнекамска, Казани, Красноярска.
Критики и специалисты хорошо отзывались о пейзажной живописи нашего художника: он имел свою, своеобразную технику исполнения, великолепно владел кистью, при этом уделял должное внимание к самым мелким деталям изображения. Но вот незадача: художник попал со своими произведениями как раз к концу 80-х. И в тех реалиях известности своей классической живописью он бы не добился.
И скорее всего, именно по той причине Рахматуллин в 1987 году решил написать неоднозначную картину со скандальным названием. В оригинале он назвал полотно «Не девственница». Но ей больше прижилось неофициальное название «Нечистая».
Сюжет отражает традиции мусульман Татарстана. В то время, да и сейчас, там стараются соблюдать обычаи первой брачной ночи, когда девушка должна выходить замуж «чистой». Иначе за обман жених мог развестись или того хуже, наказать несчастную.
На картине изображена маленькая комнатка в обычной городской квартирке: скромная обстановка, стол с выцветшей скатеркой, совковая кровать с обычным бельем, белые занавески на окнах, за которыми видны какие-то дома. Постель залита утренним светом, а на ней, уткнувшись в подушку, лежит обнаженная девушка, ниже пояса прикрытая одеялом. Скорее всего, она плачет.
На столе стоит ваза с увядшими цветами – очень примечательная деталь – скорее всего, это свадебный букет. Но цветы завяли буквально за одну ночь. У кровати сброшено белое свадебное платье и белоснежные туфли.
На переднем плане изображен мужчина. Он одет в черный костюм, а в лацкане пиджака все еще торчит белый бантик. Мужчина встревожен… Он сидит в напряженной позе, перебирая в пальцах белый венок невесты, символ невинности. Он узнал нечто такое, что противоречит его принципам, и не знает, как поступить.
Эта новость о девушке сокрушила ее новоиспеченного мужа. Он сидит на стуле с красной обивкой, плечи опущены, голова повернута в сторону девушки, но глаза на нее не глядят. Он напряженно думает, а пальцы теребят венок… похожий на четки.
Мужчина будто вскочил с утра с постели, и впопыхах натянул на себя первое, что увидел, чтобы поскорее убежать из квартиры. Он даже не завязал как следует галстук и не зашнуровал свои ботинки. Мужчина переживает, думая, что опозорен.
Но опозорена и она… Эта мысль в последний момент пришла в голову мужа, он остановился и рухнул на стул. Несчастный переживает титаническую внутреннюю борьбу: «Остаться или нет? Простить ее и жить дальше, скрыв от всех этот позор? Или уйти и тогда их тайна будет раскрыта?»
Мусульманские законы в Татарстане играют важную роль. В большинстве случаев невеста и жених знают друг друга до ЗАГСа недолго – за них выбирали родители. Им приходится мириться с выбором. И иногда бывает так, что девушки (парни – само собой разумеется) до замужества с кем-то встречались, и понадеявшись на хорошее стечение обстоятельств и волю родителей, соглашались на внебрачную связь.
Бывало, становились жертвами насилия. Или, что крайне редко, организм имел физиологическую особенность, и в первую брачную ночь доказательств девственности не появлялось. Но со стороны жениха все это расценивалось как обман, разврат, и союз расторгали. Девушка с позором уходила в дом родителей.
Но все же в конце 80-х даже ультратрадиционные мусульмане СССР все же были под влиянием советской власти. И вот эта задумчивость мужа как раз может объясняться тем, что он понял свою жену и все же пришел к решению остаться вместе и скрыть этот позор…