Неожиданное предательство любимого мужа, новая любовь и эмиграция. Судьба самой прекрасной Золушки Союза

Актриса Янина Жеймо сыграла множество ролей. Но ее триумфом стала роль Золушки, которую она сыграла в 1947 году в возрасте 38 лет.

Для зрителей она навсегда останется Золушкой из волшебной сказки, снятой Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро по пьесе Евгения Шварца. Но ее жизнь, с войной, блокадой, предательством мужа, депрессией, совсем не была похожа на сказку.

Янина Болеславовна Жеймо родилась 29 мая 1909 года в городе Волковыск, который в то время входил в состав Российской Империи, а ныне является белорусским городом. Отец был поляком, а мать – русской. Родители были цирковыми артистами, Янина — четвёртая дочь.

Отец Болеслав Жеймо был руководителем труппы цирковых акробатов. Вместе с родителями девочка с трёх лет выступала в цирке – музыкальным эксцентриком, гимнасткой, наездницей и балериной, а также давала платные уроки балета ученикам намного старше себя.

Из цирка ей пришлось уйти, когда умер отец. Тогда Янина с сестрой начали выступать на эстраде с танцевальными номерами. В 14 лет из-за гормонального сбоя Янина вдруг перестала расти.

Ее рост так и остался на уровне отметки 148 см, из-за чего она всю жизнь переживала. Ей приходилось покупать детскую обувь, а одежду шить на заказ. Но именно эта особенность и стала в дальнейшем главной составляющей ее успеха.

Артистка признавалась: «Моя внешность – структура лица, маленький рост – определили амплуа: всю жизнь я играла девчонок-подростков. Был успех, очень большой».

Карьера в кино

В 15 лет параллельно с работой на эстраде Янина Жеймо втайне от родных поступила на ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» (ФЭКС) в актерскую студию под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга, будущих знаменитых советских режиссеров.

Ко времени поступления в ФЭКС ее актерский стаж насчитывал 12 лет. Учеба не была безоблачной, но упорство девушки сделало свое дело.

В 1925 состоялся дебют Янины Жеймо в кино. Она сыграла роль Мишки в фильме «Мишки против Юденича».

Однако успех пришел к ней не сразу – когда она впервые увидела себя на экране, расплакалась. Ее мать посеяла в ней еще больше сомнений, когда сказала: «На эстраде у тебя имя, а в кино… Первая сзади. Невеселая перспектива».

В чем-то материнские слова оказались пророческими. Прошло 20 лет, прежде чем актриса добилась признания и всесоюзной популярности.

Впрочем, зрителям она полюбилась еще задолго до роли Золушки: в 1920-1930-х гг ее запомнили по фильмам «Братишка», «Подруги», «Приключения Корзинкиной» и др.

Тридцатые годы, наверное, можно назвать самым счастливым периодом в творческой жизни Янины Жеймо. Ее начали активно приглашать сниматься.

Первой главной ролью Янечки, как знакомые ласково называли её почти до старости, по иронии судьбы оказалась роль школьницы в фильме «Разбудите Леночку» (1934).

Актриса Елена Егорова писала: «Ни одна даже самая искусная травести (за исключением, пожалуй, такого феномена, каким в своё время была Янина Жеймо) не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой».

По словам Григория Козинцева: «И «Разбудите Леночку», и более поздний фильм «Приключения Корзинкиной» были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем — зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке».

Это было время наибольшее популярности актрисы. После выхода фильма «Подруги», где актриса сыграла роль Аси по прозвищу Пуговица, восторженные зрители завалили киностудию письмами, на которых был указан незатейливый адрес: «Ленфильм, Пуговице». Поклонники толпами ходили за ней.

Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, «золотоволосым невинным ангелом». Жеймо не могла, как киномагнатка Пикфорд, сама выбирать роли, а играла то, что предлагали. И, кроме того, за её детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта, что было абсолютно невозможно для Пикфорд.

Первый муж

Несмотря на небольшой рост Янина пользовалась огромным успехом у мужчин. Первый муж Янины Жеймо – Андрей Костричкин. Они познакомились во время съемок и вскоре поженились. Родилась дочь Янина Костричкина.

Но брак был недолгим. Муж ревновал Янину, завидовал ее успешной кинокарьере. К тому же, у молодого мужа отсутствовало всяческое желание взрослеть и заботиться о жене и ребенке. Беда в том, что Андрей Костричкин оказался игроком и проигрывал все деньги. Именно пристрастие мужа к азартным играм стало причиной их развода.

В 1932 году супруги развелись. Янина Костричкина младшая впоследствии стала переводчиком и подарила Жеймо внучку – тоже Янину.

После развода Янина воспитывала дочь одна, а еще на ее попечении находилась младшая сестра. Сильный характер помогал справиться с трудностями. Не за горами была и новая любовь

Новая любовь и тяжелое предательство

Со вторым мужем – режиссером Иосифом Хейфицем Янина познакомилась на съемках фильма «Моя родина». Актриса очаровала Иосифа своей непосредственностью, нежным образом, сочетающимся с твердостью характера и настойчивостью. Между молодыми вспыхнули чувства. Иосиф Ефимович был внимательным и заботливым. Вскоре влюбленные поженились. В 1940 году родился сын Юлий.

В семье царили безграничная любовь, уважение и взаимопонимание.

«У них была идеальная семья», — вспоминала дочь актрисы Янина Костричкина.

И это чистая правда. Супруги действительно искренне любили друг друга, постоянно шутили и наслаждались каждой минутой, проведенной вместе. Иосиф Ефимович очень тепло относился к дочери жены, и даже после появления на свет собственного сына Юлия, никогда не разделял детей на «мой» и «чужой».

Янина Жеймо и Иосиф Хейфиц наверняка прожили бы всю жизнь вместе, но их семейное счастье не выдержало испытание войной.

Янина осталась в блокадном Ленинграде ради сестры

В начале войны детям и мужу Янины удалось эвакуироваться в Ташкент. А вот актриса осталась в Ленинграде, чтобы ухаживать за больной сестрой Элей.

А ведь у нее было несколько возможностей покинуть город на самолете. Но она не могла оставить сестру. И город, который хотела защищать.

Хрупкая, совсем исхудавшая Золушка в валенках, в тулупе и с винтовкой на плече, несла ночные дежурства, став частью истребительного батальона.

Эвакуация и боль предательства

В 1942 году Янина наконец начала эвакуацию в Ташкент. Тяжелая дорога под бомбежками заняла много месяцев.

В то время, когда они с таким трудом добиралась до места эвакуации, ее супруг, Иосиф Хейфиц, получил страшную весть о том, что тихвинский эшелон с артистами разбомбили, а Янина погибла.

Это было неправдой. Точнее, тот поезд, в котором ехала актриса, действительно попал под сильнейшую бомбежку. Но, к счастью, Янина незадолго до этого пересела в другой состав и благополучно добралась до Ташкента.

Актриса была уставшей и вымотанной, но счастливой. После длительной разлуки она, наконец, должна была встретить любимого мужа и детей. Но… На пороге гостиничного номера, где жили муж с детьми, Янину встретила незнакомая женщина. Как потом выяснилось — новая жена Иосифа. И это стало для нее сильнейшим ударом.

Из воспоминаний дочери Янины: «С момента получения известия о гибели мамы до ее появления в Ташкенте прошло больше года».

Иосиф смирился с горечью утраты и стал ухаживать, а затем и жить с другой актрисой. Детей он не бросил и намеревался воспитывать, как и раньше.

Появление жены, которую он считал погибшей и успел оплакать, вызвало у него шок. Он бросился в гостиницу, пытался объяснить, что произошло, просил прощения и взывал к доводам разума.

Но Янина Болеславовна не смогла простить мужу измену и, как она считала, предательства.

Предпоследняя роль — Золушка

Янина решила, что больше никогда не выйдет замуж и отвергала ухаживания всех поклонников.

И все же нашелся мужчина, который помог актрисе справиться с личной трагедией. Им стал польский режиссер Леон Жанно. Он появился рядом с ней в самый трудный период жизни, помог справиться с депрессией и начать новую жизнь.

Она вышла замуж за Леона, и этот брак оказался самым гармоничным и счастливым. Именно в это время ей предложили роль Золушки, которая стала творческой вершиной ее кинокарьеры.

Интересно, что худсовет настаивал, чтобы эту роль сыграла профессиональная балерина Мария Мазун, но уже после первых проб стало ясно, что Янина, несмотря на свои 37 лет с хвостиком, выглядит образе юной Золушки гораздо гармоничнее.

Режиссеру удалось отстоять Янину Жеймо. Нужна была не слишком красивая, а трогательная, доверчивая и по-детски беззащитная героиня. По замыслу автора пьесы Евгения Шварца, Золушка не должна вызывать восхищение, а желание защитить.

После «Золушки» Жеймо вновь появилась на большом экране только спустя 7 лет в фильме «Два друга».

Через три года Янина с мужем уехали жить в Варшаву, где она провела 30 лет своей жизни. Актриса занималась дубляжом, ее голосом говорили Софи Лорен, Джульетта Мазина и Герда из «Снежной королевы».

Прекрасная советская актриса Янина Жеймо умерла 29 декабря 1987 года. Ее похоронили в Москве на Востряковском кладбище.

Оцените статью
Неожиданное предательство любимого мужа, новая любовь и эмиграция. Судьба самой прекрасной Золушки Союза
За неказистой внешностью красивая душа: актер Георгий Бурков