Немка Хенни Портен прожила долгую жизнь. Она родилась в эпоху перемен, выбрала для себя путь актерского мастерства и дожила до 70 лет. На ее семь десятков пришлись две мировые, приход Гитлера и его падение. Но непотопляемая Хенни продолжала радовать зрителей своим присутствием на экране, проходя через любые невзгоды достойно.
Чудо киноискусства
Портен довелось родиться в семействе оперного певца в 1890 году. У нее была сестра Роза. В пятилетнем возрасте из Магдебурга родители перевезли Хенни в Берлин. Отец девочки в столице стал одним из первых серьезных кинорежиссеров.
Кинематограф увлек всю семью Хенни и стал семейным делом на всю жизнь. Франц Портен в Берлине превратился в режиссера картин, где уже был звук. Его навыки певца были незаменимы в такой работе.
В то время звук картине придавал биофон. Но чтобы работать с ним, нужны были люди с отменным слухом. В картинах отца снимались обе его дочери. Роза играла разбойниц и авантюристок, так как была грубоватой по натуре. «Нежные» роли доставались ее сестре Хенни. У девчушки было ангельское личико.
В итоге Роза ушла в режиссуру, а Хенни осталась актрисой. Уже в 1910 девушка начала сниматься без перерывов. В мир полнометражного кино младшая Портен вписалась отлично. Она умело передавала чувства на камеру. На тот момент таких актеров было мало.
В 1912 звезда экрана вышла замуж за режиссера Штарка. Через 4 года она стала вдовой и очень сильно переживала гибель мужа на войне. В 20-х Хенни впервые снялась за пределами Германии.
Ей досталась роль Девы Марии в «Иисусе Назаретянине». С ролью драматическая актриса справилась блестяще. Работа удавалась Хенни на славу, но она замечала, как в ее родной стране все стремительно меняется. Это немного смущало молодую женщину.
Настоящая немка
В Германии высоко отзывались о ролях Портен. В газетах писали, что она является настоящей немецкой женщиной, статность которой видно издалека. Такие отзывы Портен получала несмотря на роль еврейки Марии и на роль Анны Болейн. За ее талант ей прощалось все.
Немцы больше всего ценили актрису за Ястребиную Валли. Путь этой женщины на экране был им близок и понятен. Но приближался гитлеровский режим, и популярность Хенни оказалась под угрозой по разным причинам.
Тем не менее она не уехала из страны как Дитрих. Ее мягкая, но несгибаемая воля помогла актрисе оставаться на плаву при любой власти в Германии. Более того, Портен вполне вписалась в новую концепцию немецкого кинематографа. Хотя за одну вещь ей все же пришлось заплатить несколькими годами забвения при Гитлере в Германии.
Всегда «на коне»
Стройная в юности Хенни с годами немного набрала вес. Но это не помешало ей продолжать работать. Фашисты тогда ввели новые стандарты красоты. Красивыми считались женщины в теле, способные к деторождению.
С каждым новым проектом актриса совершенствовала свои актерские навыки. Она с равным успехом играла служанок и королев. Правда, служанки в ее исполнении получались дерзкими и гордыми. Но это отвечало требованиям времени.
Немецкая фрау всегда должна была выглядеть подобно истинной королеве. Это вполне удавалось Хенни. Успех, конечно, дело хорошее, но для фашистов биография актрисы выглядела испорченной.
В 1921 молодая вдова снова вышла замуж. Мужем стал еврей и по совместительству главврач местного санатория. Нацисты намекали Портен, что пришла пора развестись с «бракованным» мужем. Детей у пары не было. Поэтому препятствий к разводу нацисты не видели.
В то время многие немки были замужем за мужчинами-евреями. Первая война унесла жизни их мужей. Немцев на всех не хватало, да и любовь случалась чаще, чем этого хотелось бы фашистскому руководству. Поэтому, когда начались антисемитские гонения, женщины выходили на митинги в защиту своих еврейских мужей.
Портен вместе со всеми не митинговала. Она просто спокойно отказалась разводиться. И ее перестали снимать в кино. Такое наказание выглядело вполне мягким по сравнению с тем, что творили звери-нацисты с другими смешанными семьями.
Возвращением на экран Портен была обязана брату Геринга. Он был совсем не похож на своего страшного родственника. Альберт в тайне от брата помогал евреям спасаться. В прошлом он восхищался талантом Хенни, знал о ее сложной ситуации с мужем и помог ей вернуться на экран.
До 1943 при фашистах актриса успела сняться в девяти фильмах. Затем их режим пал. Кино некоторое время не снималось. Когда у Германии появилась новая власть, Хенни простили ее жизнь среди фашистов, так как она сама до конца по доброй воле оставалась верной еврейскому мужу.
Дальше актриса снималась практически до последних лет жизни. Умерла Хенни в 1960 году, а карьеру закончила в 1958 году. С детства и до старости эта женщина оставалась верна делу всей жизни — волшебному кинематографу.