Михаил Кононов – звезда «Большой перемены». Запомнились зрителям и его другие герои. Некоторые даже пробовали провести параллель между ним и Нестором Петровичем.
Однако актер, выглядевший с экрана добрым и слегка наивным, в жизни был беспринципным, твердым и даже жестоким человеком. Но таким его сделала жизнь. Счастье с годами улетучилось. Пришлось пережить ему немало потерь. Его горьким уделом стало бегство от нового кино, которое он считал недостойным.
Немного о детстве
Родился Михаил за год до начала войны в Москве – 25 апреля 1940 года. Мальчишка рано потерял отца. Воспитанием занималась мать, которая сутками пропадала на работе, чтобы хоть как-то поднять на ноги сына. А он один день за днем сидел в небольшой комнатенке, в которой почти не было окон. Он возненавидел всех, кто ходит там, по широким улицам Москвы. Зато научился убирать, готовить.
Отдушиной в жизни мальчугана стала школа. Он нашел для себя здесь занятие по душе – выступления на сцене. Вместе со своим приятелем Андреем Смирновым писал сценарии школьных мероприятий, сами их потом ставили. И даже несмотря на такую активную деятельность оставался скрытным, молчаливым и диковатым за пределами сцены.
Карьера в кино и театре
После школы Михаил поступил в Щепкинское училище. Здесь педагоги сразу рассмотрели его талант и прозвали самородком. Первую роль получил в студенческие годы. В кинофильме Ивана Пырьева «Наш общий друг» он сыграл школьника-выпускника.
Через год получил еще одну роль – пассажир автобуса в музыкальном фильме Евгения Ташкова «Приходите завтра».
Если карьера студента была вполне удачной, то отношения с однокурсниками ему не удавалось выстроить. Уж очень прямолинейным, вспыльчивым и неуступчивым он оказался. Зато с легкостью общался с Олегом Далем, который тоже не находил с другими общего языка. В общем, нашли друг друга. «2 сапога пара», —говорили о них однокурсники.
После окончания училища Михаил пришел работать в Малый театр. Сразу получил роль в спектакле «Павлик Морозов».
Актерская харизма Михаила была замечена и в фильме «Первый троллейбус», после выхода которого предложений у молодого актера стало много.
В 60-ые годы с участием Кононова снимались фильмы, которые составляют основную часть золотого фонда кинематографа того времени:
«Начальник Чукотки»
«До свидания, мальчики»
«На войне как на войне»
«Андрей Рублёв».
Еще большая популярность настигла актера в 70-ые. Его уже считали одним из тех профессионалов, который погружается в роль настолько, что игре веришь даже в эпизоде. Полюбились зрителям фильмы, в которых не играл, а жил Михаил Кононов. Все мы помним непутевого мужа Митьку Ярмолюка из лирической комедии «Здравствуй и прощай», классного руководителя 9 «А» Нестора Петровича, слугу профессора Конселя в «Капитане Немо».
Приглашали Михаила Кононова сниматься в детских сказках и фильмах: садовник в «Кольцах Альманзора», писарь Яшка в «Финист — Ясный сокол».
В 80-ые кинематограф стал меняться, а вот актер придерживался своей позиции: он соглашался играть только в тех фильмах, которые считал достойными зрительского внимания. Прочитав сценарий, мог запросто отказать любому успешному режиссеру. Самый известный фильм с участием Михаила Кононова из 80-ых – «Гостья из будущего».
В 90-ые фильмография актера пополнялась медленно, а главных ролей ему уже не предлагали. В начале 2000-ых ситуация стала еще сложнее. Но он гордо утверждал:
Мое имя занесли в какую-то Голливудскую энциклопедию, где я обозначен одним из ведущих советских актеров. Мне не к лицу размениваться сегодня на мелочи. Нужно держать марку.
Последний фильм с участием любимого советского актера вышел на экраны в 2006 году. Будучи серьезно больным, снимался он в киноленте Глеба Панфилова «В круге первом». Он очень рад был, когда получил роль дворника Данилыча. Не знал, что она окажется последней.
Личная жизнь
Из-за сложного характера, нелюдимости и несговорчивости Михаилу Кононову было непросто выстроить личную жизнь. По меркам советского времени он женился поздно. В 29 лет познакомился с молоденькой девушкой, которой было всего 20. Им было настолько хорошо вместе, что решили создать семью. Вот только невеста пришлась не ко двору его властной матери. С этого начались семейные проблемы.
Мать постоянно пыталась поссорить сына с невесткой. Когда увидела, что ей это не удается, пошла на крайние меры. В 30-ый день рождения собственного сына из своей комнаты не вышла, чтобы вместе с ними сесть за стол. Он по привычке наложил в тарелку вкусностей и понес маме. А она уже была практически неживая – выпила яд, которым травят тараканов. Спасти маму актера врачи не смогли.
С этого дня жизнь Натальи стала еще мрачнее. Михаил не разрешал ей работать. Он не позволил супруге стать матерью, считая, что тогда она о нем заботиться перестанет.
В 90-ые, когда работы не стало, актер с женой переехал жить в деревню Бутырки в Московской области, продав столичную квартиру. К деревенской жизни он не был приспособлен, а вот с соседями общался. Ценили его односельчане и за то, что помогал им решать разные бытовые вопросы – народному артисту ни в какой организации не отказывали.
Однако деревню пришлось оставить, когда сил ухаживать за домом и огородом не осталось. Продали дом и на окраине Москвы купили небольшую квартиру. Здесь актер занялся написанием мемуаров. Правда, издать книгу так и не смог – у него не оказалось денег, которые потребовала типография.
До последнего дня с Михаилом Ивановичем рядом была верная супруга, которой он умудрился изменять, пока было здоровье. А еще у них жила собака Фрося, которая скрашивала их скучную жизнь. В 2007 году актер заболел пневмонией. Была середина лета, а он слег и не встал. Не оказалось нужных лекарств, денег, да и видимо и от такой жизни он устал, поэтому сдался.
Супруга Михаила Ивановича, оставшись в одиночестве, не знала, как жить. Она замкнулась в себе, потом стала выпивать. Ушла из жизни через 5 лет. За этих 5 коротких безрадостных лет она все же смогла издать книгу супруга «Прости, жизнь, и прощай». Их прах покоится в колумбарии Ваганьковского кладбища. Они вместе навсегда.