Мать знаменитого художника всегда открыто говорила, что для Пабло высокого чувства не существует. Он попросту не умеет любить. Так что в его сердце будет жить только одна женщина, то есть она. Правда, возлюбленные Пикассо почему-то не верили этим словам. И совершенно напрасно, ведь гений и злодейство, как оказалось, вполне совместимы.
Пабло Пикассо любил ломать своих женщин, но до тех пор, пока одна не сломала его самого.
Сжечь последнюю
Художник и сам понимал, что любви к людям он не испытывает, что уж говорить о женщинах, которые всегда окружали гения. “Я умру, никогда никого не полюбив”, — часто говорил он, но окружение почему-то не верило его словам. И до сих пор в статьях, посвященных Пикассо, его дам часто называют возлюбленными. Хотя на самом деле они были лишь жертвами закоренелого эгоиста и садиста.
“Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет”, — так честно отзывался Пабло Пикассо о своих “любовных шалостях”.
При этом под сжиганием и убийством художник подразумевал, разумеется, не прямые действия. Нет, так он метафорически описывал полное разрушение личности женщины, ее психологический слом. Пикассо полагал, что есть лишь два типа женщин — “богини и подстилки”. Но почему-то ни одна из пассий так и не дотянула до первого высокого звания.
Мать Пабло открыто писала: “Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен исключительно собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина”. Казалось бы, какие уж тут иллюзии вокруг этого семейства? Но раз за разом продолжают встречаться статьи о возлюбленных великого гения.
Мы же пойдем другим путем и покажем историю не любви, но насилия, обмана и унижений. А также расскажем о единственной несломненной Пикассо — Франсуазе Жило. Именно ей артист кричал в ярости: “Ни одна женщина не покидает таких мужчин, как я!”
Единомышленница Фернанда
Настоящее имя Фернанды было Амели Ланг, она была незаконорожденной, к тому же зачата (о ужас!) от женатого мужчины. Потому приличия ради воспитанием девочки занимались дядя и тетя. Как только девушка вошла в возраст невесты, опекуны быстро подобрали ей жениха из приличной семьи. Однако девушка взбунтовалась и сама нашла себе супруга, сбежав с ним из дома.
Позже выяснилось, что муж Амели — настоящий садист, так что 19-летняя начинающая художница ушла и от него. Заодно сменив имя на Фернанду Оливье. На то было две веские причины: не сможет найти экс-муж, да и пробиться в среде живописцев с именем, похожим на мужское, будет несколько проще.
Потом она встретила молодого Пабло и… попала в капкан домашней рутины. Именно она готовила еду, стирала и держала квартиру в порядке, пока Пикассо пытался покорить Париж. Жила пара в небольшой каморке в неблагополучном районе столицы Франции, и пока возлюбленный Фернанды творил, она перебивалась работой натурщицы, таким образом зарабатывая деньги.
Самой рисовать ей было некогда. Все время уходило на быт, позирование перед Пикассо, который использовал ее навыки совершенно бесплатно, а потом бежала к другим артистам, чтобы в лучшие световые часы позировать уже им. За время совместного проживания Пабло нарисовал 60 портретов Фернанды.
Впрочем, сказать, что художница была тихой и забитой, нельзя. Пикассо частенько посещал парижские бордели, а его Фернанда спокойно спала со своими клиентами. Пара часто скандалила, случались и драки, но в богемной среде свято верили, что именно такова настоящая любовь. Там, где кипят нешуточные страсти, она и существует.
Так что Пабло полагал, что у них с Фернандой — высокие отношения. И так длилось 7 лет, до тех пор, пока он не начал прилично зарабатывать. Именно в тот момент он и расстался со своей единомышленницей, которая стала не нужна в качестве бесплатной прислуги.
Увы, Фернанда Оливье так и не стала художницей. Она зарабатывала уроками рисования, а когда Пикассо стал знаменит, статьями о его молодых и бурных годах. Правда, эта серия была прервана самим художником. Он не пожалел денег, чтобы нанять адвокатов, которые прекратили публикации. Так он “отплатил” женщине, которая его кормила со своих скудных доходов и обслуживала в быту.
Но Фернанда в итоге решилась на мемуары. Тогда Пабло назначил ей приличный пенсион, чтобы эта книга никогда не вышла в свет. А, может, и пожалел старую художницу, чьи руки изуродовал артрит, так что она не могла подрабатывать живописью.
Впрочем, мемуары Фернанды все же были опубликованы. Пикассо пережил свою первую пассию всего на 7 лет, а в 1988 году книга его подруги все-таки вышла в свет.
Больная Ева
Расставшись с Фернандой, Пикассо отправился в тур по Европе, но не один, а с красавицей Евой Гуэль. Она входила в богему, бурное сообщество парижских художников, хотя сама не рисовала. Уехать из столицы Франции Пабло подтолкнули пересуды.
Все-таки его связывали с Оливье, а Ева считалась сожительницей польского скульптора (а также сама вела свой род из Польши). И венчание было не так уж важно, в артистической среде женами называли и тех, кто определенное время жил со своим спутником.
Пикассо увидел Еву в кафе “Эрмитаж№ и моментально влюбился. Хрупкая, трепетная, с тенями у глаз она казалась неземным существом. На самом деле девушка страдала от туберкулеза, болезни, которая убивает медленно и мучительно. Впрочем, по словам свидетелей, с Евой Пабло был очень нежен. Однако, также говорили, что он любит ее за страдание и терпение, с которым она превозмогала свою боль.
С Евой Пикассо прожил 3 года, специально сняв для нее просторную квартиру с видом на кладбище. Его первая пассия хоть и хлопотала по хозяйству, однако делала это не очень охотно. Фернанда хотела стать художницей, а вот вторая женщина Пабло — нет.
Потому она спокойно приводила дом в порядок и создавала в нем настоящий семейный уют. А свободное время, вечерами выполняла функцию агента Пикассо, проводя переговоры с галеристами и заказчиками. Делала она это все по заведенному художником обычаю бесплатно.
В это время Пикассо хандрил, рефлексировал и предавался самокопанию, как и положено всем гениальным личностям, тем более художникам. Все его друзья отправились на Первую мироввую войну, а он остался в одиночестве, окруженный серой, безликой массой обывателей.
А в это время Ева постепенно угасала от туберкулеза. В ней было всего 28 килограмм, когда Пабло отвез ее в больницу. Там она и умерла, в окружении солдат и совершенно чужих людей.
Пикассо всем сообщил, как ему больно и… пустился в настоящий загул!
Танцующая Ольга
Три года художник упивался своим страданием и горевал о Еве. Но не один, а с друзьями, часто заглядывая в увеселительные заведения и публичные дома. Весь Париж знал, что так Пикассо горюет. И каково же было удивление богемы, когда внезапно пришла новость о женитьбе Пабло.
И не абы на ком, а на русской балерине Ольге Хохловой! Эта женщина стала ценным трофеем, особенно на пике популярности русского балета. Потому ради такого случая можно было оформить и официальный брак.
Знакомство их состоялось, когда в Париже стартовали знаменитые дягилевские сезоны. Пикассо рисовал декорации к балету “Париж” Дягилева и Кокто, а Ольга репетировала. Конечно, по традиции художник принялся склонять новую пассию к свободному проживанию, но Хохлова поставила железное условие — брак, и ничего другого.
Причем обязательно должно состояться венчание и подписан брачный договор. Ведь танцовщица в итоге могла потерять свою карьеру после рождения ребенка. Уж что, что, но детей в браке она планировала. Не против был и сам Пикассо.
Чуть позже выяснилось, что Ольга совершенно не понимает и не разделяет творческих порывов художника. Она запрещала ему рисовать свои портреты в иной манере. Только реализм! Плюс, будучи женой знаменитости, Хохлова не стеснялась тратить деньги, заработанные супругом, поддерживая тот уровень жизни, к которому привыкла.
Тем не менее отношения с Ольгой у Пикассо продлились 9 лет (против 7 лет с Фернандой). А потом гений устал от мещанской пошлости балерины и переключился на Мари-Терез, решив напоследок поиграть со своей официальной супругой.
Наивная Мари-Терез
Мари-Терез было всего 17 лет, когда она встретила Пикассо. Тот подошел к девушке на улице и схватил ее за руку. Такое поведение немолодого мужчины Мари-Терез не смутило, она только скромно улыбнулась, когда он сказал: “Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи!”
Впрочем, это для девушки был пустой звук, ведь она совершенно не имела никакого представления о богеме, художниках и жизни знаменитостей. Мари-Терез была застенчива, скромна и совершенно не умела за себя постоять. Зато обладала огромным запасом терпения, что и привлекло Пикассо.
Он с удовольствием делал из нее послушную куклу, особенно нравилось Пабло смотреть, как его пассия с детскими глазами плачет, но покорно исполняет все то, что он просит от нее в постели. А фантазии у гения были более чем извращенные.
При этом художник спокойно сталкивал лбами жену и любовницу. Ольга знала о его похождениях, но терпела. Правда, не очень понятно из-за чего — высокой морали или все-таки денег. Мари-Терез просто терпела, потому что иначе не умела.
Когда Пабло сделал Мари-Терез ребенка (а предохраняться он не любил, впрочем, как и не любил аборты), то привел ее в свой дом, поселив вместе с супругой. Это стало решающим фактором исчезновения данного любовного треугольника. Ольга не стала выгонять беременную Мари-Терез на улицу, а потому гордо ушла сама, забрав с собой сына.
Новая пассия решила рожать, полагая, что малыш наладит связь с Пабло. Этого художник не вынес и уехал в Швейцарию страдать, а Мари-Терез осталась в Париже. Но по закону военного времени дом художника власти отняли, а саму девушку, которая родила дочь, выселили.
Когда уже после победы Пабло вернулся в Париж, он даже не вспомнил про детские глаза Мари-Терез. Ему срочно требовалась новая игрушка. Впрочем, материальную помощь своей дочери художник оказывал. Для своих детей он не жалел финансов. Когда же Пикассо умер, Мари-Терез покончила с собой. Она так и не сумела освободиться от его личности и распрощаться со своей жертвенностью.
Фотохудожница Дора
Практически все знаменитые фотографии Пикассо принадлежат его следующей пассии — Доре Маар. Она прекрасно знала, кто этот человек, а потому влюбилась в гения, а точнее в его талант. Но она даже не подозревала, что, помимо жены, у Пабло есть еще и Мари-Терез. Да, треугольник в итоге оказался квадратом любви.
По уже заведенной традиции художник столкнул Дору и Мари-Терез в мастерской. Возник скандал, дамы потребовали срочного выбора — или одна, или другая, забыв при этом почему-то про жену Пикассо Ольгу. В итоге Пабло сделал ребенка Мари-Терез и позже бросил, от него ушла супруга, и Дора решила, что таким образом гений выбрал именно ее.
Маар хорошо зарабатывала, сотрудничая с модными журналами. Но также фотографировала детей из Барселоны, которые пострадали от Гражданской войны. Часто женщина снимала в самых бедных кварталах Парижа, чтобы показать реальную жизнь.
В живописи Дора предпочитала сюрреализм, потому для кубиста Пикассо позировать отказывалась. Впрочем, ему это было только на руку. Ведь его стиль не требовал рисования с натуры.
Настоящее имя Доры было Генриетта Маркович, хорватка по происхождению она родилась в Аргентине, а потому испанский был ее родным языком. Это давало возможность Пикассо дома говорить на своем языке. Дора могла бы прославиться как выдающийся фоторепортер или глянцевый фотохудожник, но связавшись с Пабло, она осталась лишь его очередной пассией.
Пикассо часто изображал Дору плачущей. Художник вообще любил смотреть, как страдают женщины, хотя обычно говорил исключительно о своей боли. Своей первое “жене” он изменял, а также частенько бил ее, вторую сразу взял больную, третьей также изменял, а четвертую и вовсе превратил в безвольную игрушку. Но почему на его портретах плакала Маар, это так и осталось тайной.
Пикассо бросил Дору сразу после Второй мировой войны. Впрочем, вместе с нею и Мари-Терез. Маар с нервным срывом попала в клинику, женщина пыталась совершить суицид. Впрочем последнее — это лишь слухи, которые однако немало порадовали Пикассо.
Как личность он Дору так и не уничтожил, но постарался перечеркнуть ее фотокарьеру. Восходящая звезда репортажа в итоге уехала в провинцию и забросила фотографию, стала заниматься живописью и умерла всеми забытой. Ее работы заново открыли только в этом столетии.
Несломленная Франсуаза
Франсуаза Жило не была сладким трофеем, как Ольга или Дора, она не обладала покорностью, как Мари-Терез. Не собиралась обслуживать гения, как Фернанда, и уж тем более угасать от серьезной болезни, как Ева. Она была просто молодой художницей 20 лет, которая пришла к Пикассо учиться и заодно позировать. Или позировать и заодно учиться, в общем совмещать полезное и приятное.
Франсуаза была дочерью французской художницы Мадлен Рено, но предприниматель-отец очень хотел, чтобы она стала юристом. Давление родителя было невыносимо, и девушка просто сбежала из дома, чтобы воплотить свою мечту в реальность — стать живописцем.
Пабло Пикассо был старше ее на 40 лет, но его обаяние Франсуазу покорило. Тем более она не была новичком в живописи. В 22 года она устроила свою первую выставку, которую критики встретили достаточно благосклонно.
Чтобы новая жертва никуда не делась, художник моменталь сделал ей детей — сначала мальчика, а потом девочку. Впрочем, с изменами Пикассо так и не завязал, стараясь сделать все, чтобы новая игрушка быстро сломалась.
Унижал, оскорблял, а когда Франсуазе потребовалось отправиться в роддом, Пабло просто заявил, что автомобиль ему нужнее и укатил в закат. Он полагал, что девушка поступит так же, как и остальные: будет плакать, умолять, требовать, скандалить в конец-то концов.
А Жило просто забрала детей и ушла от гения. Сделала карьеру, вышла замуж и стала счастливой. Потом, правда, развелась, но совершенно без каких-либо конфликтов. Ее третий брак тоже оказался удачным, а муж изобрел вакцину от полиомиелита.
Именно Франсуазе Пикассо вслед кричал, что от таких мужчин, как он, не уходят. Но одна просто отмахнулась от него, как от назойливой мухи. За это художник ее возненавидел. Ненависть усилилась в сто крат, когда женщина решила написать книгу обо всех женщинах Пабло. Он снова нанял адвокатов, но Жило выиграла суд, и книга увидела свет. Художник вычеркнул из своей жизни ее, а заодно и общих детей.
После Франсуазы была Жаклин Рок, обычная продавщица. Но эту женщину Пикассо не удалось сломать, напротив, он стал зависим от нее и постоянно переживал, что она его бросит. Так Жило сумела помочь той, которая после заняла ее место.