Нетяжёлое поведение

Жоржину рассматривали, как породистую лошадь.

— Она идеально подойдет, — шепнул граф Толстой. – Точно в его вкусе.

На сцене парижского театра разыгрывалась драма, а в партере один из зрителей крепко прижимал к носу лорнет. Молодая актриса, мадмуазель Жорж, привлекла внимание русского графа.

Великолепный план сложился в его голове в 1808 году. Нетяжёлое поведение Жоржины должно было стать залогом успеха в одной большой политической игре.

Дочь амьенского капельмейстера вышла на сцену, когда ей исполнилось двенадцать лет. Миловидная темноволосая Маргарита Жозефина Веймер казалась старше – прежде всего, благодаря стати и высокому росту.

А еще у нее был красивый звучный голос, который буквально завораживал публику. За полтора года Маргарита прошла путь от «подай-принеси» до настоящей актрисы. Теперь и ее имя появлялось на афишах!

— Да она – настоящее чудо! – восхитилась парижская прима, мадмуазель Рокур, проезжавшая через Амьен и заглянувшая в местный театр.

Спустя полчаса девушка, пританцовывая, собирала вещи. Ее позвали в Париж! Великая Рокур решила выступить ее наставницей! Какая головокружительная перемена в судьбе небогатой провинциалки…

Уже в экипаже, который следовал в столицу, Рокур давала Маргарите наставления. В первую очередь, надо было поменять имя. Так и появился псевдоним: мадмуазель Жорж. Или Жоржина, в более узком кругу.

28 ноября 1802 года состоялся дебют Жоржины в «Комеди Франсэз». Главная парижская сцена нередко бывала жестока к начинающим, но только не к мадмуазель Жорж! Публика встретила ее овациями.

Юная дебютантка выходила на поклон трижды, стараясь не разрыдаться от счастья. Наутро ее гримерная была уставлена корзинами цветов, а на столе лежали десятки записок…

Красивая, талантливая и… нетяжёлого поведения. Эти три качества позволяли Жоржине легко занять место на театральном Олимпе. Немного портила жизнь соперница, мадмуазель Дюшенуа. У той была орда поклонников, и они старались изо всех сил, чтобы утереть Жоржине нос. Кричали во время ее выступлений, писали едкие памфлеты…

Но очень скоро Жоржина обзавелась собственной толпой восхищенных почитателей. Они называли противников «скелетами», намекая на чрезмерную худобу мадмуазель Дюшенуа.

Жоржина была – кровь с молоком! Черноокая, румяная, пышная! Дюшенуа – бледная блондинка с томным взглядом… Когда граф Толстой, руководившей русской миссией в Париже, увидел мадмуазель Жорж на сцене, он даже крякнул от неожиданного сравнения, которое пришло ему в голову.

Дело в том, что русский император Александр I предпочитал именно таких женщин. Черноволосых, бойких, нетяжёлого поведения. У него уже много лет имелась такая дама сердца – мадам Нарышкина, полька по происхождению. Эта самая Нарышкина раздражала очень многих при императорском Дворе.

Ее многочисленное семейство получало различные выгоды от тесного общения с Александром. А бледная императрица Елизавета Алексеевна была забыта, заброшена, оставлена одна… В результате, бежали годы, а у Александра I так и не появилось законного наследника.

После его смерти трон должен был бы унаследовать его брат, Константин. А этого никто не хотел.

Все знали, что характер у Константина – сложный, тяжелый. Собственная жена сбежала от него, не выдержав дурного обращения. Такого – в императоры? Ни за что.

— Вот поэтому нам нужна Жоржина. – мечтательно говорил граф Толстой.

Идея, которую он обдумывал, была такой: мадмуазель Жорж получает контракт на выступление в Петербурге. Её обязательно покажут Александру I в самом лучшем свете. А потом – разумеется! – француженка окажется рядом с императором. Он бы точно не пропустил такую женщину…

Дальше еще интереснее! Это общение государя с актрисой сразу вызвало бы бурное негодование у Нарышкиной, потом случились бы сцены ревности… Что на это ответил бы Александр I? Да он терпеть не мог сцен! И вот уже фаворитка повержена!

И тогда скучающий государь снова обратит свой взор на покинутую императрицу. Такое уже бывало… И у династии будет шанс обрести наследника!

Жоржина не знала гениального плана графа Толстого. Она просто получила предложение через графа Бенкендорфа, которого некоторое время тоже привечала у себя. Как многие актрисы, Жоржина любила жить широко, и денег ей вечно не хватало. Так почему бы не съездить в Россию, если ей обещают хороший куш?

Говорили, что перед отъездом актрису инструктировал лично министр Талейран и даже сам Наполеон. Она отправлялась еще и как шпионка! Толстой отлично об этом знал, и все же решил рискнуть.

Так что в 1808 году, нарушив контракт с парижским театром, мадмуазель Жорж упорхнула в Петербург. 24 июня состоялось первое выступление француженки, и это был грандиозный успех. Заговорщики с удовольствием наблюдали, как заволновалась Мария Нарышкина. А глаза императора сияли от радости… Как у ребёнка, которого поманили новой игрушкой…

После первого же спектакля Жоржина получила в дар от Александра Первого бриллиантовые застежки, а еще ее пригласили на бал в Петергофе. Происходило то, о чем так мечтал граф Толстой – интерес был взаимным! И вот уже для актрисы сняли дом на Каменном острове, и потом ее видели в резиденции государя…

Но что-то пошло не так. Мадмуазель – вне всякого сомнения – сумела сблизиться с императором. И… отчего-то не слишком понравилась ему. После нескольких встреч с государем, актриса получила отставку. Вытеснить Нарышкину из сердца Александра Первого у Жоржины не получилось. Разочарование во француженке было полным!

Она выступала в России еще несколько лет (а кто бы отказался от таких гонораров!), и только в 1813-м году покинула страну. У нее были с собой украшения и плащ, который ей подарил император. Именно в нем она и попросила похоронить себя в 1867 году.

У Жоржины была великолепная карьера, а в 1840-х она еще раз съездила в Петербург. Приняли ее уже не так блестяще, да и актриса была уже немолода, но все равно вояж оказался прибыльным.

Александр I так и не сделался отцом престолонаследника, но после его внезапной кончины в 1825 году трон унаследовал не Константин (он отрекся от власти), а следующий брат, Николай. В историю он вошел как Николай Первый.

Граф Толстой был доволен.

Оцените статью