Неудачный брак, романы с женатыми мужчинами и отъезд любимого в Израиль: красота не принесла ей женского счастья

«Зрители смотрели на Ирину Мирошниченко с замиранием – у нее не было барьеров, как у актрисы, она играла наготу душевную, открытое сердце, хотя в жизни была закрыта…»

В тот момент они оба забыли о своих семьях

Работая над образом Марии в картине Витаутаса Жалакявичуса «Это сладкое слово Свобода» Ирина полностью отдавалась работе, выполняя задумки режиссера. Актриса даже не побоялась сняться в пикантной сцене, очень смелой по тем временам.

Кроме того, она и сама не боялась менять характер героини, импровизировала. А режиссер с интересом прислушивался к ее предложениям.

В 1974 году вместе с Жалакявичусом она впервые прилетела в Париж представлять эту картину. В те годы найти что-то из нарядов в магазинах было очень трудно, многие знаменитости одевались у Славы Зайцева.

Были туалеты от него и у нашей героини. Но, собираясь на кинофестиваль, Ирина не нашла для себя подходящего наряда даже у Зайцева. И тогда решила одеть себя сама.

Из одного модного журнала скопировала фасон. Нашла у себя в закромах отрез потрясающего бархата цвета вишни, который когда-то был приобретен за границей и ждал своего часа. Купила золотую тесьму. И сшила себе потрясающее длинное платье с открытой спиной.

На вручении первого приза фильму «Это сладкое слово Свобода» Ирина вышла в этом платье на сцену. Все в зале были поражены красотой советской актрисы. Мужчины-коллеги в составе советской делегации засыпали ее комплиментами.

А вечером, после торжественного ужина, Жалакявичус тихонько постучался в дверь ее номера. Тогда у них все и случилось. Они оба были несвободны, но в тот момент забыли о своих семьях.

Неудачный брак

В Москве Ирина призналась Михаилу Шатрову, что полюбила другого. Это стало для него огромным ударом. До жены Витаутаса же слухи о неверности мужа доносились давно. Гражина Рукшенайте-Казилионене ждала этого момента.

Правда, не думала, что это случится так скоро. Поначалу она пыталась сохранить семью и даже заявилась к мужу соперницы, но было уже поздно.

Вскоре Ира стала женой Жалакявичуса. К слову, именно об этом мужчине актриса не любила и не хотела говорить в своих интервью. Хотя поначалу их семейная и творческая жизнь била ключом. Они планировали снимать в Италии «Мадам Бовари» и даже вместе писали сценарий. Режиссер снял жену в своей следующей картине — «Авария».

Но через полгода все закончилось. То ли оттого, что оба совершенно не знали друг друга. То ли потому, что творчество, работа — это одно, семейная жизнь — совершенно другое. Муж настаивал, чтобы она жила в Вильнюсе, который был ей чужим. Она постоянно уезжала в Москву и возвращалась.

Пара постоянно ссорилась и мирилась до тех пор, пока однажды Жалакявичус не поднял руку на молодую жену. Ирина тут же собрала вещи и уехала. Больше Мирошниченко замуж официально не выходила.

Роман с Абдуловым

Следующий роман ослепительная блондинка закрутила с коллегой по сцене Всеволодом Абдуловым. Он был безумно влюблен в нее с тех пор, как они стали партнерами по спектаклю «Соло для часов с боем».

Абдулов даже уговорил своего друга Владимира Высоцкого написать для любимой песню. Так родилась знаменитая баллада «Дом хрустальный». Конечно, под таким напором она сдалась. Влюбленные съехались, но уже через несколько месяцев поняли: работать на одной сцене намного проще, чем жить под одной крышей.

Всеволод любил собирать большие компании, уделял много внимания своим друзьям, особенно Высоцкому. Ирина, напротив, не любила шумные вечеринки.

Она хотела, чтобы любимый был сконцентрирован только на ней, а не бросался к закадычному другу по первому зову. Быть на вторых ролях Мирошниченко не желала и поставила Абдулова перед выбором. В итоге пара рассталась.

Еще одна любовь ослепительной блондинки

Но в одиночестве актриса оставалась недолго: в 1975 году она вновь влюбилась. Вместе с актером Игорем Васильевым Ирина снималась в советско-югославской ленте «Единственная дорога». Чувства возникли во время съемок и быстро переросли в бурный роман.

Выходить замуж официально актриса зареклась, поэтому Игорь просто переехал в ее квартиру. А через пять лет ушел, захватив с собой только любимый томик.

Забегая вперед, добавлю, что до самых последних дней этих двух людей связывали удивительно красивые взаимоотношения. Ирина прекрасно знала жену Васильева, они общались. И когда услышала в телефонной трубке голос вдовы, то испытала настоящий шок:

— Разве ты ничего не знаешь? Игорь умер.

— Как же так? — отойдя от шока, выдавила из себя Ирина. — Еще вчера мы планировали с ним совместный номер во МХАТовском «капустнике».

Авария

Еще в конце 70-х Мирошниченко получила права и стала ездить по Москве на машине. В один из зимних вечеров она попала в жуткую аварию, в результате которой получила сотрясение мозга и смещение позвонков. Почти месяц врачи запрещали актрисе не только ходить, но даже сидеть.

Как раз в этот период Илья Фрез решил начать работу над мелодрамой «Вам и не снилось», где в роли мамы главной героини он видел только Ирину. Актриса еще не восстановилась после аварии, плохо слышала и почти ослепла на один глаз. Тем не менее, согласие на съемки дала.

Ее мучили сильнейшие боли в позвоночнике, но в кадре актриса держалась достойно. Зрители и подумать не могли, каких усилий стоило ей так потрясающе сыграть свою роль.

Позже об этой картине Мирошниченко вспоминала с печалью. Но не потому, что сильно страдала от болей. Ей было безумно жаль исполнителя главной роли Никиту Михайловского, который вскоре после съемок заболел лейкемией и умер.

Одновременно с «Вам и не снилось» артистка играла главную роль в мюзикле Леонида Квинихидзе «Шляпа». Съемки проходили в Сочи в середине осени, которая в тот год выдалась довольно прохладной. Для кадра актрисе нужно было пройтись по пляжу в купальнике и окунуться в воду. На следующее утро она просто не смогла встать.

С тех пор проблемы со здоровьем ее преследовали. Врачи запрещали Ирине работать в театре и кино, настаивая на малоподвижном образе жизни. Но разве могла она оставить свой МХАТ, в который пришла еще девочкой?!

«Твои роли будут тебя ждать…»

В театре Ефремова Мирошниченко была в первых рядах. Он доверял ей самые главные роли. Одно время даже ходили слухи о их романе. Но даже если это и было так, она абсолютно точно соответствовала его требованиям как актриса: никогда не предавала и была готова служить театру, пренебрегая сном, отдыхом и личной жизнью.

А вот Ефремов ее чуть было не предал… Когда актриса долго лечилась после автокатастрофы, худрук предложил заменить ее новой актрисой. Однако в коллективе нашлись люди, способные надавить на его авторитарную натуру.

Позже Олег Николаевич позвонил Ирине:

— Прости. Твои роли будут тебя ждать.

Вот ради этих ролей она и встала. Месяц просто лежала, а затем надела тугой корсет, в котором еле-еле ходила.

Новое увлечение

Незадолго до болезни артистка прошла кинопробы на роль Елены Прекрасной в венгерской киносказке «Хрустальное королевство», где ее героиня должна была танцевать. И она справилась с этим, несмотря на трудности.

Во время работы над фильмом венгерские кинематографисты предложили Ирине лечиться в Будапеште. В течение трех месяцев ей делали растяжки, уколы и термальные ванны. Процедуры оказали положительное действие, и вскоре она смогла вернуться к обычной жизни.

В Будапеште Мирошниченко снова влюбилась. На этот раз ее избранником стал скрипач Альберт Кочиш. Но после окончания съемок закончился и их красивый роман. Актриса вернулась в Москву, а возлюбленный остался на родине. Правда, благодаря ему она вспомнила свои занятия музыкой в детстве и начала петь.

Первое ее выступление в качестве певицы состоялось в дуэте со Львом Лещенко. Позже в ее репертуаре появились романсы на французском языке и своя концертная программа к юбилею Москвы.

С особенным трепетом Ирина Петровна исполняла замечательную песню «Я люблю тебя, Россия» на слова и музыку Андрея Никольского.

Примерно через год после ее первого выступления артистке предложили поехать в Нью-Йорк, на Брайтон. Петь непременно нужно было вживую, но это ее не напугало. 45 минут Мирошниченко развлекала эмигрантов и была безмерно рада получить аплодисменты, внутреннее удовлетворение и радость.

Владимир

В середине 80-х Ирина снова попала в аварию, и опять — травма позвоночника. Ее терзали такие сильные боли, что несколько лет она почти не выходила на сцену МХАТа, а в фильмах снималась только в небольших ролях.

Но приглашение от Станислава Говорухина на главную женскую роль в детективно-приключенческом фильме «Тайны мадам Вонг» приняла без раздумий.

Чтобы скрыть от зрителей шейный корсет, который тогда нельзя было снимать, героиня фильма всегда появлялась в шарфиках или шейных платках, что придавало образу элегантности и таинственности. Хотя фильм получил невысокие оценки от критиков и зрителей, героиня Мирошниченко получилась эффектной и запоминающейся.

Тот тяжелый период жизни актриса переживала не одна. В ее судьбе появился реаниматолог, работающий на скорой помощи. Его звали Владимир, и он был намного моложе Ирины. Поначалу он был ее личным доктором, а потом стал гражданским мужем.

У Владимира был очень мягкий, покладистый характер. Он никогда ей не указывал, не учил. Такой сильной и независимой личности нужен был именно такой мужчина. Ей было с ним тепло, хорошо и комфортно.

Но через несколько лет ее счастью пришел конец:

— Представляешь, мама взяла его за ручку и сказала, мы уезжаем в Израиль. И он меня бросил, -жаловалась артистка своей подруге. — А ведь я его так любила…

Позже Ирина несколько раз летала к Владимиру в другую страну, чтобы морально его поддержать — жизнь в чужой стране не сложилась. Они встречались, когда актриса приезжала с концертами. Больше отношений с мужчинами она не заводила, а может, просто не хотела о них говорить.

Новая страница МХАТа

С наступлением 2000-х народная артистка практически ушла из кино, посвятив свое время театру. После смерти Олега Ефремова началась новая страница в истории Художественного театра — пришел Табаков, и актриса снова расцвела.

Олег Павлович распорядился задействовать Мирошниченко, много лет верно служившую МХАТу, почти во всех постановках. Она не отказывалась ни от одной, хотя современный репертуар театра ей был менее интересен, чем классика.

Табаков помогал Ирине доставать редкие лекарства для ее мамы. Мама — это отдельная глава в жизни нашей героини. Екатерину Антоновну знал весь МХАТ, она всегда присутствовала на премьерах. И прожила долгую жизнь в заботе и тепле дочери.

Депрессия

Когда в 2005 году ее не стало, Ирину Петровну охватила сильнейшая депрессия. Она закрылась от общения, перестала выходить из дома и отключила телевизор. Телефон буквально разрывался от звонков коллег и друзей. Все хотели поддержать ее, ведь и она сама всегда старалась помочь людям.

Мирошниченко могла говорить с человеком два часа по его ситуации и о том, как из нее выйти. Порой этого было даже не нужно. Но она вкладывала в этот разговор всю свою душу. И люди это ценили.

В последние годы народная артистка захандрила. По словам знакомых, она все чаще занималась самолечением и принимала много медикаментов. На этом фоне у нее испортился характер. Она стала капризной и не хотела никого видеть. Домработницы одна за одной покидали ее квартиру, не проработав и дня.

Ирина Петровна все реже стала появляться на публике, отменять спектакли, что было ей несвойственно. Все те, кто хорошо помнил стремление актрисы помочь, потребность сопереживать, те, кто знал эту общительную, светлую, позитивную, лучезарную женщину, не могли поверить в то, что можно было так быстро превратиться в обреченную старуху.

Вселившаяся в актрису тоска отгораживала ее от мира. Об этом тяжело думать, но, возможно, где-то в глубине души она чувствовала, что уходит…

В свой день рождения 24 июля 2023 года Мирошниченко почувствовала дикую усталость. В следующие дни ей становилось только хуже, но она лечилась дома. Увы, отлежаться не получилось. После госпитализации врачи сразу же подключили аппарат ИВЛ и ввели Ирину Петровну в медикаментозную кому. Но 3 августа ее не стало. Ей был 81 год.

Оцените статью
Неудачный брак, романы с женатыми мужчинами и отъезд любимого в Израиль: красота не принесла ей женского счастья
Муж считал ее некрасивой и не снимал в главных ролях, а она терпела его и отказалась от карьеры. Нина Гребешкова: жизнь актрисы с гением