Принцессу Марию Орлеанскую, дочь французского короля, похоронили в 25 лет. Все парижане винили в смерти молодой и всеми любимой красавицы необычную картину, которую по ее заказу написал один британский художник. Изображенный на полотне сюжет, современники посчитали пророческим. Не нужно было играть со Смертью.
2 августа 1830 года на французский престол взошел герцог Луи-Филипп Орлеанский, ставший королем под именем Луи-Филипп I. Еще в 1809 он женился на дочери правителя Неаполитанского королевства. В браке родились 10 детей.
Третий по счету ребенок и вторая дочь супругов – принцесса Мария Орлеанская — появилась на свет 12 апреля 1813 года. Девочка получила прекрасное образование и готовилась к тому, к чему предназначены все принцессы: выйти замуж за того, кого ей выберет король-отец. Исходя из политических, финансовых и тому подобных причин.
Пока девушке подыскивали выгодную французскому королевству партию, сама Мария Орлеанская была поглощена творчеством. В королевском дворце для нее оборудовали студию и мастерскую. В историю изобразительного искусства принцесса вошла как талантливый скульптор. Среди ее работ несколько канонических образов Жанны д’Арк.
Мария Орлеанская считалась покровительницей художников и ваятелей. Активно поддерживала молодые таланты, заказывая у них картины и скульптуры.
В 1837 году принцессе наконец-то нашли подходящего жениха. Принц Александр Вюртембергский (1804-1881), племянник короля Вюртемберга — крупного германского государства со столицей в Штутгарте, и, кстати, двоюродный брат российского императора Николая I.
Благородная родословная, личные богатства и возможность политического союза расположенных по соседству Франции и Вюртемберга стояли во главе брака, о согласии молодоженов никто не спрашивал.
Тем не менее, брак по расчету оказался на редкость удачным. Супруги искренне любили друг друга. Они переехали ко двору Александра Вюртембергского, где Мария Орлеанская стала настоящей звездой.
Год спустя, в связи с беременностью Марии, супруги вернулись во Францию. Готовясь к родам, будущая мама обратилась к своему бывшему протеже.
Английский живописец Томас Джонс Баркер (1815-1882) поселился в Париже, где писал картины на исторические сюжеты. Сам король Луи-Филипп I заказал у художника монументальное полотно «Смерть короля Людовика XIV в Версале».
В честь самого главного события в своей жизни, Мария Орлеанская тоже заказала у Баркера картину. Она желала получить что-то особенное, такое, чего нет ни у кого из монарших особ. Сюжет предстояло придумать художнику.
Томас Джонс Баркер искал вдохновение в литературе. Ему на глаза попалась старинная французская баллада, в которой рассказывалось о молодой девушке по имени Лаура, которая трагически погибла в ночь накануне собственной свадьбы.
И вскоре принцесса получила наброски картины, которую Баркер назвал «Невеста смерти».
В центре полотна мы видим мертвую девушку в подвенечном платье, над которой склонился убитый горем жених. Это то, что понятно современному зрителю. А для тогдашней образованной публики не менее понятными были символы, заложенные художником в своем творении.
Белый цвет погребальных одежд и жемчуг в украшениях символизируют непорочность девушки. Фиалки в руке девушки означают грусть, а свеча в подсвечнике и песочные часы на столике напоминают о скоротечности жизни.
Третий, не самый заметный, но самый важный персонаж картины – собака, традиционный символ верности в европейском искусстве. Он соединяет влюбленных.
Мария Орлеанская была восхищена замыслом, но так и не дождалась финальной версии.
30 июля 1838 года принцесса родила сына Филиппа. Но всеобщее счастье быстро сменилось отчаянием. Сразу после родов французские медики поставили дочери короля неутешительный диагноз – туберкулез легких.
Чахотка – главная болезнь XIX – начала XX веков в просвещенной и богатой Европе. От нее умирали все — от нищих до монархов. Гарантированных методов лечения просто не существовало. Заболевший был обречен либо долго мучиться, либо быстро уйти в мир иной.
Марию Орлеанскую отправили в итальянский город Пиза, надеясь, что южный воздух замедлит течение болезни. Но всеми любимая принцесса скончалась 6 января 1839 года.
Томас Баркер закончил работу и ожидал возвращения заказчицы в Париж. Встречать ему пришлось гроб с Марией. А картину, о которой уже начал судачить весь двор, выкупила младшая сестра покойной — принцесса Клементина Орлеанская. Сегодня полотно принадлежит одному из британских музеев.
Все считали, что Мария Орлеанская заказав «Невесту смерти», напророчила собственную кончину. Некоторые даже увидели сходство между моделью на картине и принцессой.