Он появился на свет 27 октября 1944 года в творческой столичной семье. Отец будущего актёра много лет трудился в журнале «Огонёк» художником-иллюстратором, мать была балетмейстером, ставила спектакли по всей стране и за рубежом, успела поработать в Монголии, Вьетнаме, Сирии, Великобритании.
Коля рос в атмосфере искусства и сам с ранних лет проявлял многие таланты. В школьные годы парень начал посещать студию при детском театре, а когда пришло время поступать в институт, не раздумывая понёс документы в театральный.
Его приняли в Школу-студию МХАТ. Николай с огромным энтузиазмом начал постигать азы актёрской профессии и вскоре выбился в лидеры своего курса. Училище он окончил с красным диплом и как один их лучших выпускников был направлен в труппу «Ленкома».
Здесь для молодого актёра сразу нашлись роли в постановках легендарного Анатолия Эфроса — Караченцов играл в спектаклях «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Снимается кино», «Страх и отчаяние в третьей империи», «Прощай, оружие!».
Прорыв в театральной карьере Николая Караченцова наступил, когда в театр пришёл Марк Захаров. Новый режиссёр остался очень доволен актёром после работы над дебютным спектаклем «Автоград 21» и уже вскоре доверил Николаю главную роль Тиля Уленшпигеля в своём следующем спектакле «Тиль».
Постановка имела эффект разорвавшейся бомбы, публика расхватала на цитаты острые реплики и смелые сатирические баллады, а за Караченцовым с его вокалом, пантомимами и трюками закрепилось звание синтетического актёра, которому подвластны любые жанры.
Особую любовь зрителей Николаю Караченцову принесли роли в рок-операх композитора Алексея Рыбникова. В «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» актёр блистал сразу в двух образах — главаря рейнджеров и Смерти. А самой главной его работой стала легендарная «Юнона и Авось», которая шла на сцене с неизменным аншлагом.
Чтобы справиться с вокальными партиями графа Резанова, Караченцов учился у своего коллеги Павла Смеяна — тот даже вытягивал за актёра высокие ноты, которые было тяжело взять.
Рок-опера стала визитной карточкой «Ленкома» и покорила самого Пьера Кардена — знаменитый французский модельер даже организовал советской труппе выступление в собственном театре в Париже.
Николай Караченцов стал ведущим ленкомовским актёром. Он одинаково органично смотрелся и в драме, и в комедии, и в мюзикле. Популярностью у театралов пользовались «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести», «Школа для эмигрантов», «…Sorry», «Чешское фото» с участием Караченцова.
Родной сцене актёр был верен на протяжении почти сорока лет. Среди его последних театральных ролей — князь Меншиков в «Шуте Балакиреве» и Доменико Сориано в «Городе миллионеров».
В своих первых кинокартинах Николай Караченцов начал сниматься ещё на выпускном курсе. Ему достались роли Ивана Шульги в исторической ленте «…И снова май!», работника райкома в «Красной площади», художника-футуриста в «Штрихах к портрету В. И. Ленина».
Актёр признавался, что когда впервые увидел себя на экране, то пришёл в полнейший ужас — взгляд постоянно привлекали огромные уши и щель между зубами. Главную роль ему доверили только после громкого успеха в театре.
Режиссёр Виталий Мельников пригласил актёра сыграть Бусыгина в экранизации вампиловского «Старшего сына» — и Караченцов блестяще справился с образом.
Ему всегда было интересно экспериментировать с жанрами, раскрывать всё новые грани своего таланта. В фильмографии актёра больше ста картин, среди которых музыкальные «Собака на сене» и «Благочестивая Марта», детские «Приключения Электроника», лирические «Белые росы», драматические «Батальоны просят огня»,
комедийные «Человек с бульвара Капуцинов» и «Дежа вю», детективные «Криминальный квартет», «Ловушка для одинокого мужчины» и «Досье детектива Дубровского», исторические «Королева Марго» и «Тайны дворцовых переворотов».
Личная жизнь популярного актёра оказалась не менее насыщенной, чем его творческая биография. Официально Николай Караченцов были женат лишь один раз — его верной спутницей стала коллега по сцене Людмила Поргина.
Начинающая актриса, как и многие, была очарована невероятной харизмой и ярким талантом Караченцова, так что не раздумывая оставила ради него второго мужа. В браке актёры прожили больше сорока лет, но их история была далека от красивой сказки. То и дело появлялись всё новые женщины, которые заявляли о своих тайных связях с популярным актёром.
Тем не менее, Николай и не думал бросать семью, а Людмила всегда была рядом и поддерживала его в самые тяжёлые времена. Зимой 2005 года актёр попал в страшную аварию. Он отдыхал на подмосковной даче, когда позвонила жена и сообщила о смерти своей матери.
Караченцов прыгнул в автомобиль и помчался домой, забыв пристегнуть ремень безопасности. Перед железнодорожным переездом актёр начал резко тормозить, но не справился с управлением.
В результате автомобиль развернулся и протаранил фонарный столб, а водитель получил перелом рёбер, тупую травму живота и повреждение черепной кости. В больнице Караченцову провели трепанацию и операцию на мозге, после чего актёр почти на месяц впал в кому.
Восстановление после аварии шло долго и мучительно. Николай Караченцов не мог говорить и ходить, был прикован к постели. У больничной койки всегда дежурила жена, которая испробовала все возможные методы лечения — от дорогостоящих операций в Израиле до традиционной медицины в Китае.
Постепенно актёр смог появляться на публике и даже выходил на сцену, чтобы показаться поклонникам, однако о новых ролях и полноценных съёмках не могло быть и речи. Последней картиной с участием Караченцова стало продолжение знаменитой мелодрамы «Белые росы.
Возвращение» — он вновь появился в образе Василия Ходаса, правда роль была без слов.
Усилиями врачей спустя десять с лишним лет здоровье актёра понемногу стабилизировалось, но тут случилась новая трагедия — по дороге всё с той же дачи машина с Караченцовым столкнулась с «Газелью» и перевернулась. За рулём была Людмила Поргина, а кроме того в автомобиле находились родственница и медсестра.
Поначалу виновником был объявлен водитель «Газели», но впоследствии в крови Поргиной выявили небольшую долю алкоголя. Как бы там ни было, Николай Караченцов снова оказался в больнице. Спустя несколько недель актёра выписали. Казалось, что на этот раз судьба была к нему благосклонна.
Но полностью восстановиться от всех проблем актёру было уже не суждено. Вскоре у него обнаружили неоперабельную опухоль в лёгком. После постановки страшного диагноза Караченцов прожил ещё год. Актёр скончался в реанимации 26 октября 2018 года в канун своего 74-летия из-за отказа почек.
Прощание с легендой прошло в родном «Ленкоме», а похоронили его на Троекуровском кладбище, где впоследствии появился большой памятник с изображением актёра в образе стоящего на коленях графа Резанова и надписью: «Прости меня, Земля, что я тебя покинул».
Единственный сын Николая Караченцова и Людмилы Поргиной избрал для себя путь, далёкий от искусства. Андрей Караченцов окончил юридический факультет МГИМО и стал адвокатом. Он успел порадовать знаменитых родителей тремя внуками — в браке с врачом Ириной Малышевой у Андрея родился сын Пётр и дочки Янина и Ольга.
Невестка и средняя внучка Николая Караченцова тоже пострадали в ДТП — их сбил лишённый прав таксист, но, к частью, травмы оказались не серьёзными.
Внук Пётр получил экономическое образование и решил заняться бизнесом. Внучка Янина окончила школу с золотой медалью и стала призёром Всероссийской Олимпиады школьников по праву, благодаря чему поступила на юрфак МГИМО на бюджет.
По стопам дедушки идёт только младшая внучка Ольга — в день рождения Николая Караченцова шестилетняя малышка вышла на сцену «Ленкома» в образе юной королевы Елизаветы I в спектакле «Королевские игры», а сегодня девочка занимается балетом и исполняет все акты в «Лебедином озере».