Султанши в гареме одевались не так ярко и романтизировано, как нам преподносят. На самом деле, стоит даже посмотреть картины художников о представлении как выглядели наложницы и становится понятно: порой женщины выглядели так же, как и мужчины.
Никто не видел, как одевались султанши в гареме. Информация до нас дошла из уст евнухов и тех редких женщин, которые могли выбраться на турецкий рынок. К тому же, украдкой султанш могли увидеть послы и ещё несколько счастливчиков о которых я расскажу.
Географ Николас де Николаи сделал пару набросков женщин гарема XVI века. В интернете есть отсканированная книга Николаса с описанием его путешествий.
Покажу вам картинку с нарядом именно XVI века (ниже). Довольно подробные записи сделал Бальсано де Заро около 1540-го года, и английская писательница леди Мэри Монтегю, побывавшая в гаремах в XVII веке. Подробно про жизнь в гаремах можно прочитать у них.
Однако у меня сложился свой образ султанши средних веков, опираясь, естественно, на всю прочитанную литературу. Давайте расскажу подробнее. В Турции женщины очень любили шёлк. Женщины носили халаты до пола, напоминавшие мужской наряд.
Все носили брюки до щиколоток (шальвары или дизлык), а сорочки изготавливались из тонкого полотна либо муслина или кисеи, окрашенные в красный, жёлтый или синий цвета. Султанша, как и любая другая женщина, сверху надевала ещё длинное платье до пят с длинными рукавами.
Женщины украшали свои волосы ленточками, свисающими ниже плеч. Они покрывали голову цветным, шёлковым шарфиком с небольшой бахромой в уголках. Кроме того, надевали на голову маленькую, плотно сидящую круглую шапочку с шёлковой вышивкой.
Обычные женщины прикрепляли шарф к маленькой белой шапочке, а сверху надевали еще одну, шелковую шапочку. Она была размером не больше половины ладони.
Кадын-эфенди, султанши, носили шапочки по-дороже — из очень легкой ткани, украшенные розой с бриллиантом или золотой шпилькой на вышитой косынке. В большинстве случаев к шапочкам они прикрепляли цветок и эгретку, украшенную драгоценными камнями.
Отличие султанш от других женщин, помимо украшений, было в дороговизне, качестве ткани и в её количестве — чем ткани больше, чем «закутаннее» женщина, тем она обеспеченнее. Аналогично было и у высшей знати Европы и России — чем больше одежды, тем девушка как бы благопристойнее.
Некоторые женщины одевались иначе. Как мы знаем, мода разнообразна даже в наши дни и нельзя однобоко описать один наряд. Первый предмет туалета это шальвары, из тонкого дамаста цвета розы и отделаны парчой с серебряными цветами. Шальвары закрывали почти всю ногу и выглядели целомудреннее нижних европейских юбок. На ногах были туфли из белой лайки украшенные золотом.
Сверху была блуза, похожая на мужскую, из белой шелковой кисеи сверху и снизу украшенная вышивкой. У блузы были широкие рукава до середины руки, а на горле блуза застегивалась на бриллиантовую пуговицу. Блуза была настолько тонка, что можно было хорошо разглядеть цвет кожи под ней.
Поверх надевался камзол, похожий на платье — он назывался «антери». Камзол был из белого с золотом дамаста, с длинными рукавами, а вырез был отделан золотом, пуговицы должны быть бриллиантовыми или жемчужными.
Так же носили курди — свободный халат, который надевали по погоде. Его шили из дорогой парчи, например зеленый с золотом, и отделывали мехом горностая или соболя; рукава у курди опускаются чуть ниже плеча. Лицо покрывали вуалью яшмак из двойного тонкого муслина, который не всегда скрывал черты лица.
Ни одна турчанка не вышла бы на улицу без ферасе (феридже) — как паранджа. У обитательниц султанского гарема ферасе был сшит из шелка нежных цветов – розового или лилового.
Его шили с большим капюшоном квадратной формы, спускающимся почти до земли. Богатые женщины часто подбивали его черным или белым атласом и украшали кистями, косами и тому подобным, иногда края отделывали бархатом.