— Иди, твой пришел. И чего только ты в нем нашла? – мать хмуро смотрела на дочь.
— Мамочка, он самый лучший, самый талантливый! Вот увидишь, он еще всем покажет… — дочь чмокнула маму в щеку и выскочила на лестничную площадку.
— Не нравлюсь я твоим родителям… — констатировал действительность Марк.
— Ничего, свыкнутся! – весело ответила Ниночка, — не они же за тебя замуж выходят…
Неудачник
Отец Марка был неудачником. Так, по крайней мере, считали все родственники матери. В 16 лет, когда по стране катилась гражданская война, Толик Ширинкин (одарил же бог фамилией!) мечтал вступить в отряд генерала Шкуро.
Вот только сапог приличных у парнишки не было. А идти без хороших сапог в добровольческий отряд считалось неприличным.
Мать тут же заказала сыну сапоги у сапожника. Тот, получив задаток, запил. Когда вышел из запоя заказ выполнил, вот только обувка была на два размера меньше положенного. Анатолий с досады прорыдал два дня.
Вскоре в город вошел отряд Буденного. В его ряды принимали каких угодно добровольцев, хоть босых. Туда-то парень и записался.
После гражданской войны Толик Ширинкин пытался поступить в институт. Но то ли знаний не хватало, то ли дворянские корни мешали. Поступить он не смог. Перебивался случайными заработками.
В начале 30-х паренек познакомился со студенткой театрального института Галиной. Молодые полюбили друг друга, чего не скажешь про родителей девушки… Им парень не нравился.
Галина все-таки вышла за Толика. Вскоре родился Марк.
Беспартийный Ширинкин с дворянскими корнями всегда был «на карандаше» у соответствующих органов. И когда его заподозрили в общении с «подозрительной» личностью, решили на всякий случай выслать из столицы в Рязань. Жена, прихватив сына, отправилась за мужем.
Потом началась война. Отец ушел на фронт.
После семейству удалось вернуться в Москву и даже вселиться в свои большие комнаты в родной коммуналке на Красной Пресне.
Марк учиться не хотел – не имел к учебе тяги. Зато с огромным удовольствием бегал в театр. Спасибо матери, она приобщила сына к культуре.
Мечущаяся интеллигенция
После школы Марик метался между архитектурным институтом и военной академией. Была мысль попробовать поступить в театральный, но матушка припугнула, мол, не каждый студент становится актером.
Не поступив на желаемый факультет в архитектурном (в военной академии парню сразу дали от ворот разворот), Марик пригорюнился. И снова в дело вступила матушка. Она сообщила сыну, что видела вещий сон – быть ему артистом!
Воодушевившись Марк отправился во МХАТ. На предварительной консультации потенциальный студент исполнил «Вересковый мед» Бёрнса. Парню казалось, что прочел он гениально.
Вот только доцент, поморщив нос, категорически отказался допускать Марка к экзаменам, заявив, что актерство – не его стезя.
Вернувшись домой парень нажаловался матери на предвзятость к нему, на что та посоветовала выучить «Песню о купце Калашникове». Она научила сына, как следует читать это произведение, и тот с легкостью прошел вступительные испытания в ГИТИС.
Понимая, что актера с фамилией Ширинкин с самого начала ждет фиаско, Марк взял фамилию деда со стороны матери и стал Захаровым.
Поначалу Марк не очень усердствовал в учебе, наивно полагая, что и здесь, ровно как в свое время в школе, сможет без особого напряга и упорства «оттрубить» положенные годы. Вот только мать такой порядок вещей не устроил. Она убедила сына взяться за дело серьезно.
Я сразу понял, она моя
На втором курсе института Марк знакомится с первокурсницей Ниночкой Лапшиновой. Смешливая студентка отвечала за выпуск стенгазеты. Однажды Нина подошла к Марку, попросила нарисовать карикатуру для ближайшего выпуска. Все знали, что Марк пишет стихи для детских журналов и рисует карикатуры для газет.
Как гласила семейная легенда Захаровых, в тот же вечер Марик отправился провожать девушку домой. Они долго разговаривали, а потом целовались. Произошло это аккурат под пожарной табличкой «Б8». Уходя домой Марк прихватил эту табличку на память. Позже она стала одним из экспонатов семейного мини-музея.
Вскоре парень познакомил Ниночку с мамой, и те очень быстро нашли общий язык. Нина, как и мама, заставляла Марка серьезно относиться к учебе.
Молодые люди вместе ходили на спектакли, обсуждали увиденное, готовились к экзаменам.
После института ни один московский театр не пригласил Захарова в свои ряды. Ни сколько не огорчившись, тот отправился в Пермь. Там выпускник ГИТИСа сумел проявить себя не только в качестве актера, но и режиссера. С Ниной к этому времени они уже успели пожениться.
Талантливая актриса и не очень талантливое приложение к ней
Через год и Ниночка окончила институт. На нее посыпались предложения от московских театров. Вот только актриса отказалась, мол, поедет за мужем в Пермь. Конечно, упускать талантливую актрису не желали, предпочли вернуть Захарова в столицу.
Молодые поселились у родителей Ниночки. Тех Захаров, как зять, не устраивал: звезд с неба не хватает, неказист. И чего Ниночка в него вцепилась мертвой хваткой? Знай себе, рисует свои карикатуры… ,но когда Захаров за свои «рисульки» принес весомый гонорар в 300 рэ, родители сменили гнев на милость…
Карьера Захарова в качестве актера явно не клеилась. Ниночка была нарасхват, а Марк шел к ней как бесплатное приложение. Это его угнетало, но ровно до тех пор, пока он сам себе не признался, что он не актер, …а режиссер!
Великий режиссер
В 1967 году спектакль Захарова «Доходное место» вышел с оглушительным успехом. После этого уже никто не сомневался, Марк – великий режиссер.
У Нины совершенно не клеилось в театре. Новый руководитель ее притеснял, и она стала проситься в театр к мужу. Но тот категорически воспротивился. Несмотря на кажущуюся мягкость, у Ниночки был очень тяжелый нрав. Захаров понимал, присутствие жены будет на него морально давить.
Лишь однажды она снимется в фильме мужа. Это будет небольшая роль жены отца Федора в фильме «12 стульев».
В одном интервью Марка Анатольевича нашла немного другое объяснение, почему он отказал жене в месте. Мол, это Валентин Плучек посоветовал начинающему режиссеру не брать на работу жену, не тратить театральные деньги и не использовать театральные строительные материалы.
В сорок лет Марк Анатольевич возглавил Московский театр имени Ленинского комсомола. Вскоре он станет одним из знаковых театров. Сюда будут стремиться не только артисты, но и зрители. Играть в Ленкоме – престижно.
Казалось, режиссер сделал невозможное, в театр, который до этого никто не ходил, стал средоточием театральной жизни. Билеты в него разбирали, едва те успевали появиться в кассах.
Когда Марк стал режиссером, Нина с легкостью оставила работу. Она понимала, в семье должен быть один гений. Но уйдя из театра, она не ушла в тень. Муж советовался с ней по любому поводу и всегда прислушивался к советам жены.
Настоящим шедевром на все времена стала постановка Захарова «Юнона и Авось». Спектакль с неизменным успехом шел на сцене Ленкома много лет. С ним труппа театра объездила полмира.
В 1976 году Захаров снял свои «12 стульев». Это был своеобразный ответ Гайдаевской киноверсии романа. Без проб режиссер тут же пригласил на главные роли Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Сценарий к фильму писал сам. Версию Захарова сочли более гениальной, нежели Гайдаевскую…
Потом будет его «Обыкновенное чудо» по пьесе Шварца. Последней его киноработой станет «Убить дракона». Все-таки Захаров предпочитал работу в театре кинематографу.
За филигранную четкость и скрупулезность коллеги иногда называли Захарова Мрак Анатольевич. Он знал, но не обижался на это прозвище.
В семейной жизни мэтра было все спокойно. Нина, обладающая мягким нравом, с легкостью усмиряла вспыльчивость мужа.
Единственная дочь супругов Сашенька родилась в 1962 году
Никто не сомневался, что пройдут годы, и дочь придет работать в Ленком. Собственно, так и вышло. Хорошо это или плохо, судить не мне, но определенные проблемы в дальнейшей судьбе актрисы это создаст.
Мне кажется гениальный Плучек давая совет не брать на работу жену не учел, что у режиссера будут дети, которые тоже пойдут по актерской стезе…
Конечно, сразу поползли разговоры, что отец «лепит» из дочери будущую приму театру, намеренно задвигая на задний план более опытных актрис. В частности, Ирина Алферова за все годы работы в Ленкоме ни разу не получила главной роли.
Кстати, попасть в театр к отцу дочери было не так просто. Всех выпускников театральных учреждений, претендующих на место в Ленкоме, отсматривала комиссия.
Когда дошел черед до Саши, некоторые члены комиссии высказались категорически против ее приема. На что Елена Фадеева заявила: «Человек жену в театр не взял! А мы будем решать, быть ли здесь его дочери?!»
На этом судьба Саши была решена
Режиссер души не чаяли в единственной дочери. Она, в свою очередь, во всем слушала советы отца. Поговаривали, что Марк Анатольевич пытался повлиять на личное счастье дочери, выдав ее за Абдулова.
Вот только ловелас Абдулов был женат, да и внешне «принцесса Ленкома», как очень быстро окрестили Сашеньку, его не прельщала.
Сам Захаров в одном из своих последних интервью будет уверять, что никогда не пытался устроить личную жизнь Саши. О чем… очень сожалел. Он прекрасно понимал, после его ухода дочь останется совсем одна…
После смерти худрука Ленком недолго оставался сиротой. На должность руководителя назначили Марка Варшавера.
Новые порядки, внедренные новым руководством, устроили не всех. Александра Марковна тут же стала претендовать не только на спектакли отца, но даже писала обращение к президенту. Уверяла, что может руководить театром не хуже Галины Волчек. Такой выпад многие сочли моветоном…
P.S. Интересно, если бы Марк Захаров в свое время не сменил фамилию, удалось бы ему достичь известных высот? Или Марк Ширинкин повторил бы судьбу своего отца неудачника?…