Нколе: народ, где в обязанности тётушки входит проверка потенции и выносливости будущего супруга своей племянницы

Не корысти ради, а токмо волею пославшей мя сиротинушки моей, племянницы.

Так называемое «право первой ночи» существовало и в странах Западной Европы, и на Руси. Правда, это было очень давно. Во времена феодалов и помещиков.

Можно было избежать этой «процедуры», заплатив феодалу налог, который на Руси назывался «выводная куница». Размер этой своеобразной подати варьировался от одного до двух рублей или можно было двумя гусями откупиться. Но это если «правообладатель» согласится еще.

А вот от тётушек невест народа нколе откупиться не получится. Ни золотыми рублями, ни серебряными гусями. Они будут стоять насмерть и своего добьются.

Почему-то народ нколе опустили до племени. Что же это за племя такое, где 2,4 млн человек? Скажу больше, раньше этот крупный этнос имел свое государство. Оно возникло около XV-XVI вв. Называлась эта страна — Анколе. Кстати, кто-то до сих пор называет этот народ не иначе, как анколе.

Территория Анколе простиралась на северо-востоке от озера Виктория. Государством управлял король. У его поданных было своеобразное разделение труда: одна группа, ее называли «байра», занималась исключительно земледелием, а другая — «бахима», разводили скот.

Скотоводы снабжали всем необходимым земледельцев, а те, в свою очередь, поставляли им продукцию с полей. Все были довольны и в государстве царило спокойствие и благодать.

Но вот явились — не запылились британцы. Они положили глаз на Анколе и в 1901 году включили государство народа нколе в состав своего протектората Уганда. С тех пор народ лишен государственности и не имеет своего суверенитета.

В настоящее время нколе ведут полукочевой образ жизни. Проживают в поселениях, типичных для скотоводов Южной и Восточной Африки. Круглая изгородь, возле которой строятся жилища шлемовидной формы с плетеной крышей из связок травы. В центре поселения находится загон для животных.

Нколе большие умельцы плести корзины. Как правило, этим занимаются женщины и плетут они корзины с использованием травы. Мастерицы используют различные техники плетения, которые передаются из поколения в поколение.

В каждом поселении есть свой кузнец. Кузнечное ремесло у нколе окружено уважением и даже в какой-то степени преклонением. Когда-то очень давно кузнецы выковывали необычное оружие — многолопастные обоюдоострые метательные ножи.

Нколе их называют «zungan dowi», что на русский обычно переводят как «петушиный хвост». Сейчас же кузнецы ограничиваются изготовлением из металлолома нехитрого сельскохозяйственного инвентаря.

Экзамен для жениха, а может и для тёти

Брак в африканской культуре олицетворяет продолжение рода и жизненный уклад. Нколе к нему относятся ответственно и совершают различные обряды. Женщина, не имеющая детей, не пользуется уважением со стороны своих сородичей. Именно поэтому все девочки нколе с детских лет готовятся к замужеству, в котором они мечтают народить много маленьких карапузиков.

Особую роль в становлении девочки играет её тётя. Как только подростку исполнится восемь-девять лет, она берет все вопросы, касающиеся замужества племянницы, в свои руки.

Первое, чем занимается тётушка, это набор веса будущей невесты. У нколе полнота считается признаком красоты и чувственности. В общем, размер там имеет значение. Чем не толще, тем завиднее невеста. Тётя старается и откармливает племянницу пшенной кашей, говядиной и молоком.

До своего замужества девушка нколе ведет себя тише воды, ниже травы. Она ждет женихов. Как только у нее начинают обозначаться груди, тётя вместе с родителями держат ухо востро. Никаких гулянок, никаких встреч. Она должна выйти замуж девственницей, а иначе никто на нее не позарится.

Не так давно за внебрачную беременность у нколе изгоняли из семьи, если не следовало более жестокое наказание.

И вот долгожданный момент настал. В один прекрасный день в дом девушки приходят сваты. У нколе их называют оригинально, что-то навроде «кто удаляет росу с пути». Таких «удалителей росы» может быть несколько.

Гостей усаживают за стол (чаще обходятся без стола) и потчуют их пивом местного изготовления. После того, как сваты угостились и поблагодарили родственников невесты, начинается торг. При этом и жених, и невеста, не должны присутствовать на переговорах. Они ждут окончательно вердикта.

Как правило, выкуп у нколе составляет 10 голов крупнорогатого скота. Это очень высокая цена за невесту. Но что поделаешь — такие щедрые по местным меркам дары символизируют готовность жениха заботиться о своей жене.

Но вот стадо коров или быков наконец-то перемещено в загон семьи невесты. Отец семейства режет быка и приглашает на пиршество родственников, соседей, друзей и просто знакомых, а также родственников, соседей, друзей и просто знакомых семьи жениха.

Может и вся деревня сбежаться. Никто их не прогонит, а, наоборот, вволю угостят мясом. На следующий день тоже самое повторяется в доме жениха. И опять полдеревни гуляет на пиру.

А вот потом начинается самое интересное. Два быка съели, так что не отвертитесь. Дело в том, что жениха перед свадьбой проверяют на потенцию и выносливость.

Экзаменатором столь важного экзамена для мужчины выступает тётя невесты, то есть та, которая её с восьми лет готовила к замужеству. Вы понимаете, что если что, шпаргалкой не воспользуешься, а экзаменатору на лапу не дашь.

Дорогую тётушку с женихом сопровождают в отдельное жилище и удаляются. Экзамен может длиться несколько часов или всю ночь. Все зависит от мужской силы и выносливости будущего мужа племянницы.

Родные невесты с нетерпением ждут вердикта. Когда появляется тётушка, то её можно и не спрашивать — пришла хмурая, значит тест не пройден, а если идет и широко улыбается, то все в порядке, можно назначать день свадьбы. Мнения жениха при этом никто не спрашивает.

Во время так называемого тестирования тётушка внимательно изучает сильные и слабые стороны жениха. Позднее, в разговоре со своей племянницей она расскажет о них, и та в свою первую брачную ночь уже пойдет проторенной дорожкой и умело удовлетворит своего суженого.

Кто-то скажет, что это довольно архаичный обычай. Не знаю, не знаю… А вы как считаете?

Оцените статью
Нколе: народ, где в обязанности тётушки входит проверка потенции и выносливости будущего супруга своей племянницы
Десять лет страсти, ревности и творчества: история любви Моники Витти и Микеланджело Антониони