11 апреля 86 лет исполнилось поэту Белле Ахмадулиной.
Да, именно поэту, так она сама просила себя называть, в духе А. Ахматовой и М. Цветаевой.
За это и за неиссякаемый талант ее друзья называли Беллой Ахматовной.
Судьба как будто заранее готовила ее к нашему удивлению от ее поэтического дара, вот и в ее отчестве и фамилии заложен дважды восторг «Ах-Ах»: Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна.
И это все тоже очень символично.
Начало
Ее родители были номенклатурными работниками: папа работал начальником кадров в таможенном комитете, а мама — переводчик в КГБ.
Тем удивительнее, как у Беллы Ахмадулиной, при таких серьезных родителях, проявился лирический дар поэта.
Ее поэтический талант проявился рано. Этому во многом способствовала любящая ее бабушка — «человека редкой душевной доброты и бескорыстия», из уст которой она впервые слушала сказки, стихотворения Пушкина и Лермонтова.
В детстве Белла писала стихи, рассказы, даже написала продолжение «Горе от ума».
Но все свои детские творения она считала совершенно бездарными.
Любовь с первых строк и первого взгляда
Поэта Евгения Евтушенко, впервые прочитавшего ее стихи, поразил образ созданный строками из стихотворения Беллы:
Голову положив на рычаг,
Крепко спит телефонная трубка.
Стихотворение «Ночью» написано в 1955 году, Белле было 18 лет.
И поэт захотел лично посмотреть на автора этих стихов:
Как бы мне позвать, закричать?
В тишине все стеклянно-хрупко.
Голову положив на рычаг,
Крепко спит телефонная трубка.
Спящий город перешагнув,
Я хочу переулком снежным
Подойти к твоему окну
Очень тихой и очень нежной.
Я прикрою ладонью шум
Зазвеневших капелью улиц.
Я фонари погашу,
Чтоб твои глаза не проснулись.
Я прикажу весне
Убрать все ночные звуки.
Так вот ты какой во сне!?
У тебя ослабели руки…
В глубине морщинок твоих
Притаилась у глаз усталость…
Завтра я поцелую их,
Чтоб следа ее не осталось.
До утра твой сон сберегу
И уйду свежим утром чистым,
Позабыв следы на снегу
Меж сухих прошлогодних листьев.
И он влюбился с первых строк в поэтический дар Беллы, а потом и с первого взгляда в нее саму:
Она была девушкой совершенно нездешней красоты, похожая своими пухлыми губами и раскосыми глазами на актрис итальянского кино.
Этот брак двух гениальных поэтов подарил жизнь многим поэтическим творениям.
Е. Евтушенко писал свои любовные посвящения Белле и развешивал их прямо на деревьях.
А она писала и ее творческий потенциал раскрывался все сильнее и сильнее от любовных переживаний и жизненных перипетий:
Из глубины моих невзгод
Молюсь о милом человеке.
Пусть будет счастлив в этот год,
И в следующий, и вовеки.
Я, не сумевшая постичь
Простого таинства удачи,
Беду к нему не допустить
Стараюсь так или иначе.
Или:
Дождь в лицо и ключицы,
И над мачтами гром.
Ты со мной приключился,
Словно шторм с кораблем.
То ли будет, другое…
Я и знать не хочу —
Разобьюсь ли о горе,
Или в счастье влечу.
Мне и страшно, и весело,
Как тому кораблю…
Не жалею, что встретила.
Не боюсь, что люблю.
Жаль, что продлилось это счастье всего лишь 3 года.
Б. Ахмадулина — лучшее, что есть в русском языке
Почитателем таланта Ахмадулиной был Иосиф Бродский, который, предвосхищая поэтическое выступление Беллы перед американскими студентами, так ее представил:
Сейчас вы услышите лучшее, что есть в русском языке — Беллу Ахмадулину.
Иосиф Бродский в свое время называл Беллу Ахмадулину «наследницей лермонтовско-пастернаковской линии».
С именем Бориса Пастернака Ахмадулину связывает не только это, но и отчисление из института.
Ахмадулина отказалась участвовать в травле Б. Пастернака и ее отчислили.
Но институт она все-таки окончила, спустя какое-то время и даже с отличием. А первый сборник ее стихов датирован 1962 годом.
4 песни на стихи Беллы Ахмадулиной: «По улице моей который год…»
Я никак не отделаюсь от вопроса, как юные поэты, могли писать такие стихи, в которых в каждом слове философский смысл и такое точное владение языком.
Мы порой, пытаясь передать собственную эмоцию, мучимся от точного подбора слова. А у них кратко, точно, лаконично и очень глубоко.
Помните строки Марины Цветаевой, написанные ею в 21 год:
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверcтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Вот и Ахмадулина в 22 года написала стихотворение мудрое не по годам:
По улице моей который год
Звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
Той темноте за окнами угоден.
Строки, которые волнуют и будоражат сердце:
Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы,
И — мудрая — я позабуду тех,
Кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
Объявит свои детские секреты.
И вот тогда — из слез, из темноты,
Из бедного невежества былого
Друзей моих прекрасные черты
Появятся и растворятся снова.
Стихотворение написано в сложный для Беллы Ахмадулиной момент отчисления из института, когда многие друзья перестали быть таковыми.
И через 20 лет одно из лучших стихотворений Ахмадулиной обрело своего композитора — Микаэла Таривердиева.
Композитор всегда удивительно чувствовал поэзию. И в данном случае все совпало.
Беллой Ахмадулиной композитор восхищался:
Такая странная смесь татарской княжны и русской царевны… Поразительной красоты и совершенства женщина.
Они близко общались, но при этом Таривердиев отмечал особенности характера Белла:
Белла была бесконечно приветливой, но при этом как-то от всего дистанцировалась при полной симпатии.
«Прощание» («А напоследок я скажу»)
Это стихотворение-боль, написано в момент разрыва с Евгением Евтушенко.
А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
Тут все: горечь от исчезнувшей любви, безысходность от нерожденного общего ребенка, разочарование от своего мужчины
От этого стихотворения Беллы сквозит даже какая-то погибель.
Через 22 года это стихотворение использовал в своем фильме «Жестокий романс» Эльдар Рязанов, и оно так точно легло на судьбу Ларисы Огудаловой.
Э. Рязанов использовал не все стихотворение, а лишь часть.
Целиком оно обретает смысл того, что произошло с двумя любящими, но так и не сохранившими любовь, людьми:
А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу к высокой степени безумства.
Как ты любил? Ты пригубил погибели.
Не в этом дело. Как ты любил?
Ты погубил, но погубил так неумело.
Жестокость промаха…
О, нет тебе прощенья.
Живо тело, и бродит, видит белый свет,
Но тело мое опустело.
Работу малую висок еще вершит.
Но пали руки, и стайкою,
Наискосок, уходят запахи и звуки.
«О мой застенчивый герой»
И еще одни пронзительные стихи, которые также были написаны после расставания с поэтом Е. Евтушенко.
О, мой застенчивый герой,
Ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
Не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
Я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
Ты спасся, незаметный глазу.
Они не стали песней в полном ее понимании, но так тонко и чувственно прозвучали в фильме Э. Рязанова «Служебный роман» под музыку А. Петрова и в исполнении Светланы Немоляевой.
Не раз последние строки этого стихотворения в самые тяжелые моменты жизни у меня сами собой всплывали, и я цитировала сама себе:
Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Для меня это грустная песнь стихов.
И, чтобы изменить немного повествование с минорного на мажорное:
«Песенка о цирке»
Это стихотворение написано в 1959 году и вошло в первый сборник Б. Ахмадулиной.
А в 1978 году стихотворение прозвучало в душевном и лиричном фильме «Старомодная комедия» с участием Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова — прекрасной, на тот момент, семейной пары.
Музыка М. Таривердиева придала ему еще большую трогательность и в то же время оптимистичность.
«Песня шарманщика»
Эту песню я услышала, когда прикоснулась к творчеству любимицы нашего канала Елены Камбуровой.
Думаю, эти стихи не всем знакомы, но в них есть светлая грусть, которую так красиво передает Елена Камбурова своим неповторимым голосом.
P.S.
Ангелом хранителем Беллы Ахмадулиной станет театральный художник Борис Мессерер.
После встречи с ним она в 1974 году напишет:
Еще жива, еще любима,
все это мне сейчас дано,
а кажется, что это было
и кончилось давным-давно…
Борис Мессерер помог систематизировать и сохранить стихи Беллы, которые она писала порой на клочках бумаги и любила их раздаривать.
У Беллы Ахмадулиной при жизни вышло 30 сборников ее стихотворений.
Кроме этого, Белла Ахмадулина была прекрасным переводчиком с французского, английского, итальянского, чешского, польского, грузинского, армянского, сербохорватского языков.
Началась страстная неделя и вчера в ТК канале Ларисы Бравицкой прочла, что уже в зрелом возрасте Белла Ахмадулина была крещена с именем Анна.
Сама Б. Ахмадулина писала:
Утешением человеку может быть чистая и ясная вера в Бога. Я не церковный человек, не принадлежу к прихожанам, но без веры в Господа не понимаю жизни.
И стихотворение, написанное в 1999 году на Крещенье, когда Белла Ахмадулина пережила клиническую смерть и вернулась к жизни:
Отмолю, отплачу грехи свои.
Живодавче мой, не в небесный край —
восхожу в ночи при огне свечи
во пречудный Твой, в мой словесный рай.