— Как можно такое показывать?- кричал разъяренный председатель Госкино Филипп Ермаш после просмотра картины «Школьный вальс». — Главная героиня совершенна безнравственна! Что это значит — забеременела вне брака?!
— И что это за преступная игра «в бутылочку» на вечеринке у Дины? — поддакивал ему тогдашний Министр внутренних дел. — Призываю вас немедленно вырезать сцену с этим безобразным развлечением.
— Хорошо, эту сцену уберу,- огорченно протянул режиссер картины Павел Любимов.
— А финал…???,- не унимался чиновник.— Она что, ребенка одна будет воспитывать? Нет и нет! Зося и Гриша должны остаться вместе.
— Финал сделаю открытым. Так и быть,- горько усмехнулся режиссер. — Но имейте ввиду, мне это не нравится. Я хотел закончить картину жестко…
Детство и юность актрисы
Елена Цыплакова родилась в Ленинграде в 1958 году и с раннего детства начала проявлять творческий талант. Ее отец, Октябрь Иванович, занимался промышленной графикой: разрабатывал дизайн этикеток и упаковок.
А для души писал картины маслом. Мужчина работал дома из-за травм, полученных на фронте. Мать, Зоя Васильевна, ему во всем помогала и постепенно сменила профессию фельдшера на графика.
Сама Леночка увлекалась поэзией и музыкой. Ходила в художественную школу, шила и вязала. Однако серьезная болезнь одного из родителей омрачала детство будущей актрисы.
Все дело в том, что из-за открытой формы туберкулеза у отца девочку дважды в год отправляли на оздоровление в Крым, где ей приходилось несладко. В обычной жизни ребенок посещал школу, увлекался спортом: легкой атлетикой, фигурным катанием, плаванием.
А в санатории, кроме предметов и танцев, ничего из развлечений не было. Поэтому Лене приходилось штудировать химию и алгебру. Это были ее любимые предметы из школьной программы.
Здесь, да и дома детей Цыплаковых ( в семье подрастал еще сын Андрей) буквально пичкали специальными препаратами, чтобы оградить от туберкулеза. Впоследствии они дали серьезную побочку у актрисы. Но об этом чуть ниже.
Подростком родители отправили Лену поступать в художественную школу. Но писать портреты и лепить скульптуры девочке не нравилось. Её шустрый характер не позволял сидеть на одном месте. Преподаватели были недовольны.
— Не приводите сюда Лену больше. Она не учится сама и другим не дает,- строго заявила супругам Цыплаковым директор школы.
Первая роль
Неизвестно, как сложилась бы карьера нашей героини, ведь об актерской она не мечтала. Если бы не неожиданный поворот в ее жизни. Однажды в их доме появилась известный режиссер Динара Асанова, супруга одного из приятелей отца, тоже художника.
Динара тут же обратила внимание на непоседливую Лену. Озорные глаза, пикантная мушка, стройная фигура и необычайная внутренняя привлекательность зацепили режиссера. И она предложила девочке попробовать себя в роли актрисы.
— Запускаюсь с фильмом о твоих ровесниках. Хочешь попробоваться на главную роль?
— Конечно, хочу!- воскликнула Елена.
Пробы прошли на отлично. 15-летняя прелестница была утверждена комиссией и принята в штат молодых актеров. А затем состоялся ее дебют в главной роли в киноленте «Не болит голова у дятла». После выхода картины на экраны многие режиссеры заметили юное дарование.
Так не окончившая школу Лена снялась еще в четырех картинах: в том числе у Сергея Микаэляна во «Вдовах», где сыграла на зависть даже опытным артистам и обрела массу поклонников.
В Москву!
Когда после окончания школы пришло время определяться с ВУЗом, Лена рассматривала только театральный. И только Москву.
— Ну почему не Ленинград, доченька? У нас есть прекрасный театральный ВУЗ, — сокрушалась Зоя Васильевна.
— Хочу быть самостоятельной! — отчеканила та. — Я уже много снимаюсь, хорошо зарабатываю. Снимать квартиру смогу на свои деньги.
Поступить с первого раза у Цыплаковой не получилось: провалилась в Щукинское и Школу-студию МХАТ. Девушка подумала было вернуться в Ленинград. И тут кто-то из таких же незадачливых абитуриентов вдруг предложил:
— А поехали в ГИТИС?
Здесь Елене повезло. В тот год курсы набирали два педагога — Олег Табаков и Владимир Андреев. Она попала к последнему.
Учеба давалась нелегко. Совмещать лекции и репетиции со съемками оказалось сложно, приходилось делать это тайком. Тем не менее уже осенью Лену чуть не отчислили. Она уехала на съемки «Ненависти» и не успела на уборку картошки, куда отправляли всех студентов-первокурсников.
— Ну что же это такое!?- бушевал один из педагогов в деканате. — Лекции прогуливает, приносит какие-то справки. А тут совсем не приехала.
— Провинилась, согласен! Но давайте дадим ей еще один шанс,- уговаривал его другой педагог, Михаил Козаков.
Значимая роль
На втором курсе Павел Любимов пригласил Елену на пробы в картину «Школьный вальс». Прочитав сценарий она твердо решила: «Обязательно буду сниматься!».
Юная актриса умело вжилась в роль, ведь образ бескомпромиссной Зоси был в точности похож на неё саму. Лена тоже была такая же боевая и независимая.
«Школьный вальс» долго не выпускали в широкий прокат. Картину сочли вредной: дескать, после нее все старшеклассницы валом начнут рожать. Тем не менее по стране проходили закрытые показы, куда водили целые классы в сопровождении представителей родительских комитетов, превратив их (показы) в своеобразную воспитательную акцию.
А в ГИТИСе обстановка все обострялась и, наконец, накалилась до предела.
— Один лоск, никакого характера,- ворчала уже немолодая преподаватель актерского мастерства.
— Так помогите! — не выдержала как-то Лена. — Или вы только критиковать можете?
А тут еще Лев Кулиджанов утвердил Цыплакову на роль Мари Бернс в картину «Карл Маркс. Молодые годы».
Одним словом, держать Цыплакову в ГИТИСе не стали. Просто взяли и отчислили. И тогда девушка перевелась во ВГИК сразу на третий курс, куда ее пригласила сама Татьяна Лиознова.
— Приходи,- успокоила она Лену. — Обязательно возьму. Сдать, правда, кое-какие экзамены придется. Но ты справишься, я знаю.
Малый театр
Здесь учеба давалась легче, хотя работы значительно прибавилось. Ведь после съемок в «Школьном вальсе» Елена по протекции своих экранных родителей — ведущих актеров Малого театра Натальи Вилькиной и Юрия Соломина, попала в его труппу.
Юную Цыплакову практически сразу ввели во второй состав в спектакль «Мамуре»( в первом играла Евгения Глушенко). Чуть позже она блестяще справилась с ролью Зои Окоемовой в «Красавце-мужчине».
И вообще, ей очень нравилось работать на сцене. Здесь она могла творить, привносить в классические образы нечто новое, экспериментировать с видением героев.
Конечно, такое рвение не мог не заметить директор театра. Сразу же после окончания ВГИКа Михаил Царев принял Цыплакову в штат. И целых 6 лет работы актриса буквально наслаждалась каждой ролью, будь то Аня из «Вишнёвого сада» или Лизонька из «Горе от ума».
А съемки в кино не прекращались ни на минуту. Всеобщую любовь и популярность актриса достигла после съемок в киноленте «Д’Артаньян и три мушкетера». Елену узнавали на улицах, приглашали в кафе и попросту просили фото на память.
Заглядывались на хорошенькую девушку и в родном театре. А она буквально очаровалась коллегой по сцене по имени Сергей. В один из дней на гастролях в Риге влюбленные неожиданно для всех расписались.
Такого поворота событий не ожидали ни коллеги, ни родители. Да и молодые явно поторопились. Потому что страсть вскоре угасла, любовь испарилась, и спустя 9 месяцев они развелись. Делить было нечего. Елена жила в комнате общежития, а бывший супруг быстро нашел новую пассию и переехал к ней.
Привлекательная, неугомонная актриса вновь отправилась на поиски личного счастья. И вскоре закрутила служебный роман с женатым Виталием Соломиным. Мужчина долгое время ухаживал за ней. Знакомые даже стали спрашивать, когда состоится свадьба, ведь сам он обманывал Цыплакову, что порвал все отношения с супругой.
— Он говорил, что просто живет с Машей(жена Соломина- ред.) под одной крышей ради дочки, — поделился один из тогдашних коллег Виталия и Елены. — Даже обещал вскоре жениться на Леночке.
Но спустя два года их страстные отношения дали трещину. До Цыплаковой дошли слухи, что Маша Соломина ждет второго ребенка. И она тут же поняла, что любимый юлил, и роль тайной зазнобы ее больше не устраивает.
К тому моменту из Малого Цыплаковой пришлось уйти. Помимо кино и работы на сцене, актриса успела поступить и выучиться во ВГИКе на режиссерском факультете. А тут как раз совпали сроки сдачи постановки в театре и съемок дипломной работы на «Мосфильме».
— Леонид Ефимович, дайте мне какое-то время, я все успею,- уговаривала Цыплакова режиссера театра Хейфеца.
— Что значит дайте, Лена? Не успеваете, это ваше дело. Постановка «Зыковы» должна быть сдана вовремя. Выбирайте: или сцена, или диплом.
Сергей
И она выбрала. Правда, снять полный метр как режиссер смогла не сразу. Тем более начались серьезные проблемы со здоровьем…
Сначала те злополучные таблетки, которыми врачи пичкали ее в детстве, вызвали нарушение обмена веществ, что стало одной из причин резкого набора веса. Но Лена уже была счастлива во втором браке и не особо придавала значение своей внешности. Тем более стоматолог Сергей Липец просто обожал молодую жену. И даже разница в 20 лет казалась им несущественной.
Цыплакова просто светилась от счастья и впервые за все время заинтересовалась домашним хозяйством. Ей хотелось доставить супругу радость, создать в доме уют. В перерывах между съемками она делала заготовки на даче, варила супы и обновляла интерьер их квартиры.
Да и Липец оказался добрым. Но с некоторыми причудами. Мужчина просил жену поменьше общаться с ветреными подругам, которые, по его мнению, не доведут до добра. Прервать общение с друзьями она согласилась.
Но саму её тревожило лишь одно: после неудачной операции Лена не могла иметь детей и боялась, что муж уйдет он неё к здоровой пассии.
Липец же не давал поводов, наоборот, был готов даже усыновить ребенка. Пара буквально решилась взять на себя ответственность и заботу о малыше. Но тут пришла беда.
В 1985 году творческая поездка в жаркую Африку обернулась для Цыплаковой настоящим кошмаром. Женщина подхватила малярию. Лечение проходило в столичной больнице и состояло из нескольких курсов. Но лекарства не подходили.
Тогда врачи сменили протокол лечения, и, кажется, Елена пошла на поправку. Но вскоре случился новый рецидив, еще чудовищней и страшней. Актриса практически постоянно находилась в тяжелой лихорадке, ужасном унынии и располнела еще сильней. Ее вес превышал 115 кг. и не собирался останавливаться.
Новая работа
Спасала только работа. Несмотря на то что актриса с трудом передвигалась, она снялась в картине «Гардемарины, вперед», хоть и потеряла тогда часть поклонников. Зрители попросту не узнали в располневшей актрисе прежнюю жизнерадостную молоденькую «принцессу кинематографа».
А еще она наконец-то начала снимать собственное кино. Сначала сделала короткометражку «Гражданин убегающий» с Владимиром Заманским в главной роли. И через год получила предложение от Карена Шахназарова поставить полнометражный фильм в его объединении «Старт».
«Камышовый рай» — это был поистине выстраданный ею фильм. Сюжет картины, основанный на реальных событиях, повествовал историю про рабство и подпольный лагерь для бомжей в казахстанской степи.
Снимался он под Астраханью в сорокоградусную жару. А в массовке были заняты местные бездомные, с которыми у режиссера хоть и было взаимопонимание, но все равно нервов они ей попортили достаточно.
Несмотря ни на что, фильм удался и даже получил награду «Лучшая режиссерская работа» в Сан-Себастиане, за что полагался значительный денежный приз.
Ради чего жить?
Работа отвлекала Лену от остальных проблем, но ведь они никуда не делись. Она по-прежнему не смотрела на себя в зеркало, ненавидела когда-то с трудом доставшиеся ей наряды, которые теперь невозможно было надеть на располневшее тело.
Лечение все так же продолжалось. И проходило оно мучительно. Колоссальное количество средств и времени уходило на больницу.
Режиссёрская деятельность была приостановлена. Цыплакова понимала, что кино требует средств, а 90-е годы — не лучшее время в стране, чтобы снимать и тем более заработать на нем.
Впечатлительная женщина впала в депрессию. Сергей поначалу поддерживал супругу. И даже в моменты нервных срывов находился с ней рядом. Но после устал от тягот и стал отдаляться. Пара прожила вместе 13 лет, после чего муж ушел, объяснив свой поступок заботой о детях от предыдущего брака.
Лена не останавливала. А когда боль от этого предательства немного утихла, пришла новая беда. Врачи диагностировали у актрисы развитие диабета. Попав под камнепад судьбы, она вновь впала в уныние. Многие друзья, видя ее депрессивное состояние, отвернулись. Другие же общались, но только из жалости.
Теперь к ней не заходили гости. Личной жизни и детей также не было.
— Ради чего жить?-все чаще задавалась она вопросом.
Нужно жить дальше
Неизвестно, что было бы с нашей героиней, если бы не вера. Цыплакова увлеклась религией, начала посещать святые места. Спустя время увлеклась йогой. А духовные практики и медитация помогли ей осмыслить происходящее и сделать правильные выводы.
Однажды она почувствовала необычайный прилив сил, вновь поверила в себя и решила переписать черновик своей жизни. Теперь актриса знала, чего хочет. Понимала, что приносит счастье, удовлетворение. И начала усиленно над собой работать.
Во-первых, смогла сбросить лишний вес. Во-вторых, приобрела подержанный автомобиль, который служил ей не только средством передвижения, но и стал настоящей «рабочей лошадкой». Некоторое время прямо с машины актриса торговала косметикой и дешёвыми духами. А в-третьих, именно старенькая шестерка помогла ей наладить личную жизнь.
Однажды машина подвела владелицу и заглохла посреди дороги. И тут на помощь незадачливой автомобилистке поспешил высокий незнакомец. Мужчина некоторое время ковырялся под капотом. А потом завел автомобиль и оставил Елене свой номер телефона: мол, сообщите, как приедете на место назначения.
Павел
Павел Щербаков даже не понял, что помог известной актрисе. А её такая забота впечатлила. Приехав домой, она позвонила спасителю, и они долго проговорили по телефону. А потом между ними завязалась настоящая дружба.
Актрисе катастрофически не хватало такого теплого общения, взаимопонимания и ощущения крепкого мужского плеча рядом.
В 2005 году они решили расписаться в ЗАГСе и обвенчаться в церкви. В новоиспеченной семье царили взаимопонимание, любовь, трепетные и душевные разговоры. Когда у Елены практически отказали ноги, супруг уволился с работы и ухаживал за любимой. И пусть у пары нет общих детей, актриса смогла подружиться с дочерью мужа от предыдущего брака.
Сегодня Елена Октябревна довольно часто снимается. Одна из последних ее работ — роль бабушки с характером в сериале «Свет в окне».
А еще народная артистка сняла 14 фильмов и сериалов, самые рейтинговые из которых: «Кармелита. Цыганская страсть», «Женщина без прошлого», «Пока станица спит», «Чужое гнездо». За некоторые из них она получила заслуженные награды.
Ну а личная жизнь актрисы подобна драме, в которой она и режиссер, и главная героиня. Концовка этой киноленты еще не закончена. Остается только надеяться, что она будет счастливой.