«Обманутая» Катенька

— Соглашайся! Иван Петрович щедро заплатит, — уговаривала Авдотья дочь, но та все сомневалась.

— Стыдливо мне, маменька. Если кто узнает — замуж меня потом не возьмет.

Но для матери и дочери, уставших от безденежья и пьющего главы семейства, других вариантов заработать не было.

И уже на следующий день обе явились к Ивану Петровичу.

Бедная красавица

Катенька Луговская родилась в мещанской семье в Петербурге в середине ХIХ века. О детстве ее не сохранилось никаких сведений, известно лишь, что Катенька была старшим ребенком в семье (из троих детей).

Семья Луговских была бедной. Единственный кормилец — отец Катеньки — любил выпить, и в эти периоды он не работал, а лишь увеличивал долги и без того бедствующей семьи.

— Кроме пшена да моченых яблок дома есть нечего, а он опять за свое! — причитала Авдотья, когда ее супруг в очередной раз пришел домой навеселе.

Ругаться с мужем у Авдотьи уже не было сил. Она понимала, что ей надо как-то самой кормить детей и устраивать их судьбу. Сначала она хотела поскорее выдать старшую дочь Катеньку замуж, ведь девушка была очень красива.

Но одной красоты в то время было мало. Авдотья не могла дать за дочерью большое приданое, а потому и женихов подходящих не было.

Но неожиданно появилось решение финансовых вопросов.

Скульптор Витали

В тот день Авдотья встретилась с одной своей родственницей, и конечно же пожаловалась ей на непутевого мужа и на то, что денег семье не хватает. И тут родственница ей подсказала:

— Послушай, я слышала, что один скульптор ищет натурщицу. Говорят, ему сам государь Николай I повелел статую из мрамора сделать. А Катерина у тебя вон какая красавица! Сходи, узнай, может он ее возьмет?

Авдотья поняла, что это действительно хорошая возможность заработать, ведь натурщице обещалось вознаграждение за каждый сеанс.

Этим скульптором был 57-летний Иван Петрович Витали. Император Николай I высоко ценил его мастерство и часто пользовался его услугами. Например, Витали создал скульптуру младшей дочери государя — великой княжны Александры Николаевны, которая умерла в 19 лет. Также император заказал у Витали памятник в честь своего отца Павла I.

Кроме этого, Ивану Петровичу Витали принадлежит скульптурное убранство Исаакиевского собора, за что он был награжден орденами, а позже назначен при Эрмитаже почетным скульптором.

И вот от императора Николая поступил новый личный заказ. Государь хотел статую богини Венеры, и даже показал скульптору, что примерно хочет видеть. За основу взяли небольшую античную бронзовую статуэтку Венеры, находящуюся в Аничковом дворце.

Натурщица

Иван Петрович работал с натуры, а потому для статуи Венеры ему была нужна девушка, которая согласилась бы позировать. Разумеется, не бесплатно. Витали готов был платить натурщице неплохие деньги.

И вот Авдотья, узнав, что Витали нужна натурщица, предложила ему свою дочь Катеньку.

Скульптор, внимательно осмотрев девушку, одобрил ее кандидатуру и сразу озвучил условия сотрудничества, а также гонорар Катеньки: 10 рублей серебром за один сеанс.

Авдотья, конечно же, была согласна. А вот Катенька сомневалась, потому что в то время к натурщицам относились неодобрительно, считая позирование чем-то неприличным. И потом, у девушки могли возникнуть сложности в личной жизни: не каждый мужчина готов был жениться на натурщице.

Но перспектива заработать денег победила все сомнения, и Катенька стала позировать Ивану Петровичу. На все сеансы она приходила вместе с матерью, а после мастер платил им 10 рублей. Этих денег хватало, чтобы прокормить семью.

Всего таких сеансов было примерно 50. И в декабре 1852 года работа «Венера, снимающая сандалию» была завершена и представлена императору Николаю I. Государь был в восторге, и сразу же заплатил Ивану Петровичу Витали 10.000 рублей серебром, а также наградил Орденом Св. Анны 2-й степени.

Мало денег!

Казалось бы, сотрудничество Луговских и Витали завершено. Но вскоре Авдотья снова явилась к Ивану Петровичу и стала требовать деньги, обвиняя его в непорядочности.

Якобы они договаривались, что и после завершения работы Витали будет ежемесячно содержать Катеньку. Но скульптор денег не дал, потому что ни о каком содержании речи не шло, он обещал оплачивать только сеансы, когда Катенька ему позировала.

В общем, вышел скандал.

Авдотья даже обратилась в Министерство императорского двора, настаивая на том, что Иван Петрович Витали обманул ее дочь.

Скульптору пришлось давать объяснения. Он так же настаивал на своем, что никакого пожизненного содержания ни Катеньке, ни ее матери не обещал. Только оплата во время работы.

Началось разбирательство, которое подорвало и без того ослабленное здоровье Витали. В скульптор, посоветовавшись со своей супругой Аделаидой Осиповной, решил дать денег Авдотье. Ивану Петровичу нужен был покой, он не хотел никаких скандалов.

В итоге Аделаида Осиповна через Министерство императорского двора передала Авдотье 1000 рублей, но с условием, что ни она, ни ее дочь больше не побеспокоят их семью.

Получив деньги, Авдотья и Катенька действительно отстали от скульптора, и дальнейшая их судьба не известна.

Ну а для Витали эта работа стала последней завершенной. И, конечно же, это вершина его творческой карьеры. Здоровье скульптора действительно было подорвано, работать полноценно он уже не мог и спустя год покинул этот мир. Ему был 61 год.

  • Кстати, скульптура «Венера, снимающая сандалию» сохранилась и до наших дней. На данный момент она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Оцените статью