Одно имя – две судьбы. Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын: жизнь и творчество

Во Франции XIX века жило и трудилось целых два писателя по имени Александр Дюма: отец и сын. Каждый внес свой значимый вклад в классическую литературу, а их романы пережили множество экранизаций и сценических постановок. Поговорим подробнее о судьбе и творчестве этих двух знаменитых французских писателей.

Александр Дюма-отец

Старший из двух литераторов появился на свет в 1802 году в городе Виллер-Котре. Его отец Тома-Александр был генералом, а мать Мария-Луиза – дочерью владельца гостиницы. Бабушка будущего писателя (по линии отца) – Мария-Сессета – была темнокожей рабыней, привезенной с острова Гаити. Поэтому и в самом Дюма – четверть негритянской крови.

С юности Александр Дюма решил посвятить себя литературной деятельности – несмотря на отсутствие образования. Читать и писать он, конечно, умел, к тому же отличался красивым почерком. Благодаря этому и поддержке друзей отца он в возрасте 20 лет сумел получить должность в канцелярии Парижа. Тут-то он всерьез занялся самообразованием: много читал, посещал театры, изучал драматическое искусство.

Вскоре его первое произведение – водевиль «Охота и любовь» – было поставлено на сцене. Чуть позже он написал пьесу «Кристина». Ее даже планировали поставить в театре «Комеди Франсез», но молодой Дюма отказался доработать ее по просьбе ведущей актрисы, так что постановка не состоялась.

Необходимость заботиться о семье (к тому моменту у него уже родился сын и разболелась мать) вынудила его вновь взяться за перо и трудиться быстро. Так на свет появилась драма «Двор Генриха III», посвященная полному интриг и династической борьбы правлению последнего короля из династии Валуа. Среди посмотревших постановку были писатели Стендаль и Гёте, высоко оценившие произведение.

В последующие годы Александр Дюма написал еще ряд драм и комедий, пользовавшихся популярностью. Они не отличались художественным совершенством, но писатель отлично умел зацепить внимание публики и удерживать его. Затем из-за участия в революционных событиях начала 1830-х годов он был вынужден на время уехать из Франции и осесть в Швейцарии.

В 1840 году Дюма женился на Иде Ферье. Впрочем, его личная жизнь с молодости была очень бурной, и брак не заставил его остепениться. Он постоянно менял любовниц, из-за чего супруги разошлись (неофициально) спустя четыре года. Помимо того, Дюма всегда вел очень богемный образ жизни, ни в чем себе не отказывал. В 1847 году он поселился в собственном усадебном доме, который назвал «Монте-Кристо».

В тех же 40-х годах XIX века Дюма достиг особого расцвета в своей литературной деятельности. В этом десятилетии из-под его пера вышли такие знаменитые романы, как:

  • «Три мушкетёра»;
  • «Граф Монте-Кристо»;
  • «Учитель фехтования»;
  • «Двадцать лет спустя»;
  • «Королева Марго»;
  • «Шевалье де Мезон-Руж»;
  • «Графиня де Монсоро»;
  • «Две Дианы»;
  • «Виконт де Бражелон»;
  • «Ожерелье королевы» и др.

Это лишь очень неполный список, ведь Дюма опубликовал за свою жизнь несколько сотен произведений – романов, пьес, исторических хроник, очерков, путевых впечатлений, рассказов, автобиографий и даже сказок. Чем объяснить такую литературную плодовитость? Есть два обстоятельства.

Первое – оплата. Дюма получал оплату за романы построчно, поэтому ему выгодно было писать много и быстро. А вот второе обстоятельство: далеко не все произведения, опубликованные под именем Дюма, были написаны им лично.

Писатель регулярно прибегал к услугам помощников – «литературных негров». Они писали текст, который сам Александр лишь редактировал. А имена этих трудяг нигде не фигурировали, и все, что они получали, – это часть гонорара с продажи романов.

Но вернемся к биографии писателя. Его привычка вести роскошную жизнь привела к тому, что Александр Дюма-отец оказался в долгах. Не сумев расплатиться с кредиторами, он бежал в Брюссель, где продолжил литературную деятельность, но позже вернулся в Париж.

В 50-х годах писатель заинтересовался Россией, особенно творчеством Михаила Лермонтова – он даже перевел часть его произведений на французский. В 1858–1859 годах он предпринял большое путешествие по России: побывал в Санкт-Петербурге, затем отправился вниз по Волге, посетил Кавказ. Также писатель три года прожил в Италии, где подружился с революционером Гарибальди.

Затем здоровье Дюма пошатнулось, он перенес инсульт и был частично парализован. В 1870 году он скончался в возрасте 68 лет и был похоронен в родном городе. В 2002 году его прах перенесли в Пантеон.

Александр Дюма-сын

Одной из женщин любвеобильного Дюма-отца была парижская белошвейка Катрина Лабе. От нее в 1824 году у молодого писателя родился сын, названный в честь отца Александром. Хотя с Катриной Дюма не состоял в браке, сына он узаконил, когда тому было семь лет, причем отняв его у матери через суд.

При этом деятельного участия в его воспитании отец не принимал: мальчика отдали учиться в частный пансион, где тому пришлось несладко. Он регулярно терпел насмешки от других учеников в связи с его незаконным и незнатным происхождением. Из-за этого Дюма-сын вырос довольно замкнутым, с обостренным чувством справедливости. Как ни странно, на отца он не обижался, а напротив, любил и уважал его.

Первые шаги в литературной деятельности Дюма-сын предпринял в 18 лет, начав с сочинения стихов. Позже он стал писать повести и рассказы, а затем – и романы. Но наиболее ярко его дарование раскрылось в психологических драмах. Писатель часто затрагивал проблемы семейной жизни, общества.

Самое, пожалуй, известное его произведение – «Дама с камелиями». Дюма написал ее сначала в виде романа, а затем адаптировал для театральных постановок. Произведение посвящено любви между парижской куртизанкой и красивым молодым Арманом Дювалем.

Прототипом главной героини – Маргариты Готье – стала возлюбленная Дюма-сына Мари Дюплесси. Молодая женщина страдала чахоткой, из-за чего плохо переносила сильные запахи – например, роз или гиацинтов. Зато ей нравились камелии, которые имеют очень слабый аромат.

Роман «Дама с камелиями» впоследствии лег в основу оперы «Травиата» Джузеппе Верди, не говоря уж о многочисленных киноадаптациях. Первая экранизация состоялась еще в 1912 году, и главную роль исполнила Сара Бернар. В дальнейшем в роли Маргариты Готье побывали такие выдающиеся актрисы, как Теда Бара и Грета Гарбо.

Были у Дюма-сына и другие произведения: пьесы «Диана де Лис», «Полусвет», «Внебрачный сын», «Княгиня Жорж», романы «Дама с жемчугами», «Доктор Серван» и другие. Его подход интересен тем, что писатель осуждает предрассудки и создает собственную нравственную модель.

У Дюма-младшего были и другие увлечения, помимо литературы. Он занимался общественной деятельностью, особенно яро защищал права одиноких матерей, внебрачных детей, разведенных женщин. Также он интересовался хиромантией и тарологией.

В отличие от отца, Дюма-сын вел куда более скромный образ жизни. Но он тоже был падок на женское внимание: помимо двух браков (с Надеждой Нарышкиной и Анриеттой Эскалье), у него было несколько любовниц.

Александр Дюма-сын дожил до 71 года и скончался в 1895 году в Марли-ле-Руа. Его останки покоятся на кладбище Монмартр в Париже. Туристы, посещая кладбище и видя памятник Дюма-сыну, часто ошибочно думают, что именно здесь похоронен Дюма-отец.

Так уж вышло, что, несмотря на огромный талант и социальную значимость произведений, младший Дюма всегда остается в тени своего более знаменитого отца.

Оцените статью
Одно имя – две судьбы. Александр Дюма-отец и Александр Дюма-сын: жизнь и творчество
«Валюшу Гагарину называли красоткой, другие же по виду считали невзрачной букой». Но именно она сумела влюбить в себя лучшего из лучших