Олег Каравайчук — последний городской гений

Жизнь Олега Каравайчука, которого одни считают гениальным сумасшедшим, а другие просто гением, наполнена полным кузовом несусветных баек, легенд и сказаний, и они выглядят столь фантастично, что в них остается только верить.

Известна история про то, что его, вундеркинда, за сонату «Во славу Сталина» сам отец народов, почти пустив слезу, приказал задарить белым роялем. И всесоюзный староста М.И. Калинин лично этот рояль ему заказал и привёз на грузовике.

Другая история, рассказанная самим Каравайчуком впечатляла не меньше. Сказ про то как композитор углубившись в свои миросозерцания так долго гулял в районе Выборга, что незаметно для себя и пограничников пересёк государственную границу и был остановлен добропорядочными финскими крестьянами когда отмахал километров семьдесят вглубь страны.

И то не попроси он испить водицы, то шёл бы задумавшись до самой Лапландии.

Хороша история про то как Каравайчук устроил подлинный демарш на госэкзаменах в консерватории, так и не получив звание дипломированного специалиста. Ибо тарификационная комиссия, которая собралась на консерваторское слушание его сочинений не убедила студента.

И вид присутствующих не вдохновил молодого гения. И он, выйдя на сцену и взяв единственный аккорд, исчез, больше в консерватории не появившись и отказавшись от диплома.

Впрочем тут нужно нажать на стоп-кран. Ибо подобных каравайчуковских историй столь много, что читатели надорвутся их слушать.

Музыка Каравайчука это целый Космос. Такого уникального персонажа не пустили за его необычность в концертные залы, но усадили за написание музыки к кино. Типа с глаз долой, из сердца вон. Чтоб кормился от кино, но не мешал жить фракобабочковым музыкантам и лоснящимся добропорядочностью коллегам-композиторам. И Олег Николаевич преуспел в кинодеятельности изрядно.

Может даже перекрыл все рекорды. Никто до сих пор не может сосчитать все киноработы композитора. Одни говорят его музыка звучит в 90 кинофильмах, другие, включая документальное кино, насчитали больше 200 киноработ. А ещё ведь были многочисленные спектакли к которым писал музыку О. Каравайчук.

Первый раз он написал музыку для кинофильма «Алёша Птицын вырабатывает характер» в далёком 1953 году. Последний раз для кино он делал музыку в 2010-е годы. А в середине — «Поднятая целина», «Два капитана», «Солдаты», «Город зажигает огни», фильмы И. Хейфеца — «Монолог», «Чужие письма», фильмы К. Муратовой «Короткие встречи», «Долгие проводы», «Мама вышла замуж», «Взлёт», «Женитьба»,

«Город мастеров», «Старая крепость», «Игрок», «Нога», «Луна-парк», «Тёмная ночь». Ну в общем электронная бумага закончится или отсыреет пока мы будем перечислять всё!

Вот сидели как-то на кухне я и мой товарищ Дима в не столь далёком 2010 году, и вдруг глубоко призадумались: «А жив ли вообще Каравайчук? И если жив, то выступает ли где?». И стали мы наводить справки через тырнет-батюшку и насобирали скудотень внешней текущей жизни гения в ладошку.

Стало известно, что Олег Каравайчук живой и выступает только в одном месте в Петербурге — в музее Исаака Бродского, что на Итальянской площади. Дальше администратор музея, Владимир, нам сказал, что если мы соберём людей, то он явится с на выступление. Но не факт что будет играть.

Всё может ограничиться лишь посиделками с рассказами. Уговорить играть Каравайчука невозможно. Он слушает только приказания свыше.

Но мы сумели тогда пробить выступление Олега Каравайчука и приехали из Москвы в Питер. Народу пришло немало. Пол-часа мы ждали Каравайчука, и вот наконец появилась его легкоузнаваемая фигура летящая к музею со стороны «Бродячей собаки». Каравайчук и вправду не шёл, а словно летел не касаясь земли, и огромные руки его были как крылья.

Два часа мы выслушивали его невероятные жизненные истории и рассказы о музыке. Он нам ставил свои записи на видео которыми он дирижировал перед монитором, но сыграть его мы так и не упросили. Так и уехали не солоно хлебавши мы в свои московские свояси. Если не считать рассказов и философических монологов Композитора.

Через 4 месяца мы опять приехали в Питер. Было 24 ноября, и на город обрушилась настоящая пушкинская метель с низгиневидением. Но видно такая погода была по душе Каравайчуку, он долетел до музея без опоздания и соблаговолил выступить.

Как мы и ждали, он привёз с собой чистую наволочку, которой он накрывался от действительности погружаясь в мир своих музыкальных медитаций. Мы сумели сделать запись.

На девяностом году жизни Олег Николаевич Каравайчук оставил наш мир. Его уход из сферы Земли был наверняка лёгким и безмятежным. Грехи его были столь несущественны, что он практически сразу всосался в духовный мир, и его Камалока не обещает быть долгой. Те эмпиреи, где он витал были неведомы обыденному сознанию.

Никто не видел как он ест, пьёт. Он мог пригубить шампанское, красиво взмахнув руками, но не выпить и глотка. О своей личной жизни он сказывал просто: «Я последний девственник России».

Иногда складывалось впечатление что он вовсе не человек. Скорей эльф рукокрылый. Бестелесный почти до виртуальности виртуоз с продуманно беспорядочной прической, в тёмных очках-обманках, первый среди равных в скандальном искусстве эпатажа, последний городской гений. Хотя для многих так и останется в памяти как питерский городской сумасшедший.

Оцените статью
Олег Каравайчук — последний городской гений
Светлана Ступак: грустная история «Пеппи Длинныйчулок»