Орест был старше на 30 лет. Он смотрел на нее и не мог поверить своим глазам: вместо маленькой девочки с пухлыми щечками перед ним стояла девушка невероятной красоты.
Перед глазами пронеслась вся эта неприятная история с ее матерью, годы изгнания. Но все это стоило того, чтобы встретить свою настоящую любовь…
Родился крепостным
Орест родился в 1782 году и был записан в семью крепостных Швальбе. Широко распространены слухи, что мальчик был внебрачным сыном помещика А. С. Дьяконова, но никаких документальных подтверждений этому нет.
С младых лет Орест отличался художественным талантом, рисовал при каждом удобном случае, где угодно и чем угодно.
Стало понятно, что ему нужно учиться, но для определения в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств необходимо было получить вольную. Помещик Дьяконов освободил мальчика, что еще раз косвенно указывает на их родство.
В Академию Орест поступил под новой фамилией – Кипренский, под которой и прославился во всем мире. Кстати, до сих пор идут споры среди искусствоведов и биографов, почему именно такая фамилия. Основных версий две:
- Возможно, это первое, что придумал покровитель, устраивая юношу в учебное заведение.
- Фамилия, происходящая от слова «Кипр» — родины Афродиты, покровительницы красоты
После окончания Академии Кипренский довольно быстро завоевал популярность, став выдающимся портретистом и войдя в богемные круги. Его кисти принадлежат портреты советника А. И. Кусова, принца Голстейн-Ольденбургского, князя Гагарина. Крайне высоко оценил свой портрет поэт Александр Сергеевич Пушкин, заметив, что на холсте «отражение, словно в зеркале».
Судьбоносное знакомство с натурщицей
Заслужив славу в России, художник отправился в Европу. После путешествия по Германии, Франции и Швейцарии, Орест остановился в Италии, где стал попутно брать уроки у Анжело Тозелли.
Вообще практика отправления талантливых выпускников художественных заведений на стажировку в Италию существовала давно, но Орест попал туда не в юном возрасте, а будучи гораздо старше.
В общем, Орест Кипренский обосновался в Италии. Именно здесь он познакомился с натурщицей, которая позировала ему для картины «Анакреонова гробница». С ней у него даже завязались отношения, и женщина переехала в дом художника, взяв с собой маленькую дочь.
Девочка оказалась настолько милой и очаровательной, что вдохновила Ореста Кипренского на создание картины «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке».
Вот это знаменитое полотно, наверняка знакомое многим:
Девочку зовут Анна-Мария (Мариучча), и она так покорила сердце художника, что он стал заботиться о ней, как о дочери. О родном отце Анны-Марии крайне мало сведений. По некоторым данным, он умер еще до ее рождения, и девочка воспитывалась только с матерью.
Какое-то время у Ореста была даже «семья»: он, его натурщица и ее дочь. Но вскоре художник понял, что натурщица — это лишь мимолетное увлечение, и жениться, связывать свою жизнь с ней он не собирается. С ней он расстался без сожаления.
Но вот девочку ему было жалко.
Вот что пишет биограф Ореста Кипренского В.Толбин:
«Замечательная красота малютки, слабое здоровье ее и крайняя бедность, в которой она находилась, породили в добром сердце Кипренского особенное к ней участие…Вскоре оказалось, что мать Мариуччи была женщина поведения подозрительного.
Желая спасти девочку от бедности и еще более от дурных примеров, Кипренский переместил ее в свою квартиру, к полной радости корыстолюбивой женщины, которой Орест Адамович обязался выплачивать каждый месяц известную сумму денег, что и исполнял с точностью»
В общем, какое-то время Мариучча жила у Кипренского как воспитанница.
А потом произошло то, что вынудило Кипренского оставить малышку и отдать ее в монастырь.
Обвинения Кипренского
С матерью девочки связана темная история, значительно повлиявшая на жизнь художника. Женщина была убита, и Орест Кипренский по этому делу проходил как подозреваемый. Именно его в первую очередь заподозрили.
Знакомые отвернулись от художника, от окружающих он слышал лишь обвинения и пожелания всяческих бед. Встречные мальчишки исподтишка кидали в него камни и освистывали.
Не выдержав накаленной обстановки, художник вернулся в Россию. Но перед отъездом озаботился судьбой малышки и поспособствовал ее помещению в монастырский приют. Для этого Орест написал письмо кардиналу Гонзальви и оставил деньги на воспитание сироты.
Перед возвращением в Россию, Кипренский поехал было в Париж — там открывалась его выставка. Но неприятные слухи распространились и туда. С художником никто не желал общаться, прежние приятели отвернулись, выставка провалилась. Ему ничего не оставалось, кроме возвращения в Петербург.
В России портретисту удалось преумножить свою славу, пополнив галерею работ портретами таких людей, как Жуковский, Мицкевич, Давыдов.
При этом, во многие благородные дома Петербурга двери для Кипренского тоже оказались закрыты. Однако со временем ему удалось преодолеть настороженное и предвзятое отношение общества к своей персоне.
Поиск девочки
Все годы жизни и творчества в России мастер не забывал ту милую малышку, которая осталась сиротой. Он переписывался со скульптором С. Гальбергом и регулярно спрашивал о том, как девочка поживает. Передавал, что обязательно приедет к ней в ближайшие годы.
Спустя несколько лет художник действительно вернулся в Рим и отправился в монастырь навестить девочку.
Увидев ее спустя годы, Орест не мог поверить своим глазам, она так выросла и похорошела. Вместо маленькой девочки с пухлыми щечками перед ним стояла 17-летняя девушка невероятной красоты. Перед глазами пронеслась вся эта неприятная история с ее матерью, годы изгнания. Но все это стоило того, чтобы встретить свою настоящую любовь…
Впервые ощутил он не только заботу о сироте, но и чувства, как к женщине.
Мариучча не сразу ответила взаимностью, да и по мнению некоторых биографов вообще не любила Ореста. И только спустя несколько лет она приняла предложение руки и сердца от художника. На момент бракосочетания невесте было 24 года, жених оказался старше почти на 30 лет.
Кстати, для того, чтобы сочетаться браком Оресту пришлось принять католическую веру.
Короткий брак
Несмотря на то, что Орест очень сильно любил Мариуччу, отношения в браке не складывались. С каждым днем у пары лишь росло недовольство друг другом.
Одной из причин конфликта стало отчаяние мастера, который потерял популярность и не мог зарабатывать много денег, поэтому искал утешение во вредных привычках и пагубных пристрастиях. Молодая жена с трудом мирилась с образом жизни отчаявшегося супруга.
Брак этот длился всего 3 месяца — до самой смерти Ореста Кипренского Спустя еще несколько месяцев на свет появилась дочь Кипренского – Клотильда. После смерти Ореста Анна-Мария передала картину «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке» на родину мужа — в Россию. На данным момент полотно находится в Третьяковской галерее.