Он почти опоздал на тот самолет. Яркая, но короткая жизнь гения пародии Виктора Чистякова

Сказать, что зрители были в восторге от его выступлений, значит, ничего не сказать. Это было словно волшебство – поет Виктор Чистяков, а если закрыть глаза, то будешь уверен, что на сцене Клавдия Шульженко, Мирей Матье, Леонид Утесов или великий тенор Сергей Лемешев.

Никто предположить не мог, что это его живой голос. Зрители поначалу думали, что Виктор лишь раскрывает рот, а из динамиков звучит магнитофонная запись. Манера исполнения и голос были так похожи на оригинал, что часто сами певцы не могли отличить себя от пародиста.

Абсолютный слух и богатство голоса Чистякова сочетались с даром имитатора и пародиста. Феноменальный голосовой диапазон позволял ему подражать голосу абсолютно любого исполнителя.

В конце шестидесятых – начале семидесятых Виктор Чистяков стал одним из самых популярных артистов эстрады.

Он ушел невообразим рано. Чистяков будто бы знал, что проживет не долго. Уже за неделю до катастрофы он что-то предчувствовал. На вопрос, почему на нем черная рубашка, он отшучивался: «Что вы ко мне пристали? У меня траур!» Все приводило к одному, к безысходному концу.

А еще была цыганка, которая однажды непонятно откуда появилась на пороге дома артиста. «Жизнь у тебя будет яркая, но короткая» — сказала тогда она. И Виктор заметил: «Пусть короткая, зато яркая».

Между театром и эстрадой

Виктор Чистяков появился на эстраде в 1968 году. Он сделал номер «Радиоконцерт по заявкам для тех, кто не спит». И это был триумф.

Однако изначально в приоритете у актера был все же театр.

В 1966 году Виктор закончил актерский факультет Ленинградского Государственного института Театра, Музыки и Кино (ЛГИТМиК). Курс был экспериментальным, в систему воспитания будущих актеров педагоги Т. Сойникова и С. Гиппиус включали этюды на подражание зверям и птицам.

Именно тогда Чистяков развил в себе умение превосходно владеть интонацией, голосом, мимикой и жестами. Он так же искусно пародировал преподавателей, студентов и друзей.

Сразу после выпуска актер и его молодая супруга Наталья Рыбакова, с которой он познакомился еще во время учебы, были приглашены в Ленинградский драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской.

Виктор дебютировал в спектакле «Принц и нищий» в роли нищего Гэмфри. Но других ролей у него в театре фактически не было.

И вскоре Чистяков ушел из театра им. В.Ф. Комиссаржевской, надеясь найти работу в другом театре. Знакомые посоветовали ему уехать в Москву, и Виктор этим советом воспользовался. Он хотел попасть к Юрию Любимову в Театр на Таганке, но только вместе с женой.

На что Любимов отрезал: «Чистякова беру, без всяких проб, просмотров, а жену – нет!» И Виктор категорически отказался встретиться с Любимовым, чтобы найти компромиссный вариант.

В 1971 году Чистякова с женой взял к себе Б. Голубовский в Московский Театр имени Гоголя. Но театральная судьба талантливого артиста складывалась не так удачно, как ему бы этого хотелось.

Виктор не планировал оставлять театр, но начав сольные выступления в жанре музыкальной пародии, он стал невероятно популярен. Работы в театре становилось все меньше, а вот предложения выступить на эстраде сыпались на него, как из рога изобилия.

Номера Чистякова были художественно совершенны, тембровую окраску голосов он передавал абсолютно узнаваемо. Равных Чистякову пародистов по изяществу и артистизму на советской эстраде просто не было.

Однажды на радиостанции «Юность» поставили в эфир запись куплета песни в исполнении Майи Кристалинской, а затем – в исполнении Виктора Чистякова, и предложили слушателям определить – какой куплет поет Кристалинская, а какой – Чистяков?

Слушатели, в том числе и те, кто знал манеру исполнения Виктора – не могли определить. Резник говорил, что Чистяков часто пел даже лучше тех исполнителей, которых пародировал.

В плотном графике артиста нашлось немного времени и для съёмок. С 1968-го по 1970-й годы Чистяков поучаствовал в нескольких музыкальных картинах, сыграв самого себя. Последнее появление на широком экране произошло в комедийной ленте Юрия Цветкова «Спеши строить дом», где персонаж Виктора – безымянный конкурсант, выступающий на прослушивании.

Виктор Иванович очень спешил жить, и спешка оказалась не напрасной. Работал на эстраде, не жалея сил и успел выступить в тысяче с лишним концертов. Однажды за 10 дней новогодних каникул он дал 60 концертов. Он сжигал себя бесконечными поездками, но одно его имя в афишах гарантировало аншлаг. Несмотря на то, что у него не было никакой певческой школы, и часто болели связки.

Он должен был опоздать на тот рейс, но его дождались…

18 мая 1972 года в 10.38 утра Виктор Чистяков должен был вылетать в Харьков на празднование 25-летия местной оперетты. Однако в силу обстоятельств и своей привычки везде и всюду опаздывать, он и в это утро проспал дольше обычного.

Когда встал и понял, что опоздал, решил лететь следующим рейсом. Это было возможно, поскольку концерт был назначен на вечер. Однако в какой-то момент раздался звонок телефона, и какая-то женщина гнусавым голосом прошамкала, что Витю во Внуково ждет самолет. Виктор вылетел из комнаты с наспех собранным чемоданом.

От самолета уже откатили трап, когда музыканты в салоне заметили его фигурку, бегущую по летному полю. Трап вернули, взяв на борт еще одного обреченного.

Виктор Иванович даже не успел заехать к Энтину на Балаклавский проспект (хотя это было по пути во Внуково), чтобы забрать свои темные очки, забытые им накануне. Но на самолет он все-таки успел.

Юрий Энтин вспоминал: «Я ему говорил: давай я тебе заплачу! Только не летай, потому что ты просто себя истощаешь. Нельзя бесконечно делать одно и то же, тем более тебе так трудно. Я даже угрожал ему! И он мне тогда поклялся, что это будет в последний раз, что больше он не будет летать, просто сейчас надо немного заработать…»

В то утро Энтин так и не дождался друга. Десять часов — его нет. Позвонили Наташе, которая сказала, что, скорей всего, он опоздал на самолет, потому что проспал, встал поздно, не позавтракал, выскочил и помчался в аэропорт: «Не знаю, успеет или нет, но, по-моему, не должен успеть», — сказала Наташа.

Ну, не успел — так не успел – подумал Энтин. А потом Наталья снова позвонила: «Странно! Ничего не понимаю! Сейчас мне позвонили из Харькова и сказали, что самолет вроде не приземлился, что Вити нет».

А вечером по «Голосу Америки» сообщили: 18 мая 1972 года в Советском Союзе погиб популярный артист Виктор Чистяков. Незадолго до посадки, уже находясь в воздушном пространстве Украинской ССР, самолёт потерпел крушение, в результате которого все пассажиры и члены экипажа погибли.

Самолет буквально развалился в воздухе. Официальное следствие определило причину крушения самолета – усталостное разрушение центроплана при снижении.

Отвалилось сначала одно крыло, потом второе… Самолет ушел в «штопор». Усталость металла. На место аварии даже приехал сам конструктор этого самолета Антонов и лично констатировал, что эта конкретная машина уже давным-давно отлетала свой срок.

Виктору Чистякову было всего 28 лет.

Стоит отметить, что на эти гастроли должны были вылететь многие популярные артисты — Евгений Петросян, Лев Лещенко и другие, но они в силу разных причин остались в Москве.

В 1993 году к 50-летию Виктора Чистякова была выпущена книга «Виктор Чистяков — гений пародии», собравшая воспоминания его родных, близких и друзей.

«Гением пародии» Виктора называли еще при жизни.

Оцените статью
Он почти опоздал на тот самолет. Яркая, но короткая жизнь гения пародии Виктора Чистякова
Сергей Есенин: как на самом деле погиб поэт