Она сыграла только одну звездну роль, зато в ее жизни была любовь «похожая на сон»

Галина Фигловская вмиг стала знаменитой после выхода на экраны замечательной картины «Женя, Женечка и «катюша» режиссера Владимира Мотыля. Актриса была талантлива, обаятельна и сексапильна, она могла быть фантастически успешна, но так распорядилась судьба, что осталась исполнительницей одной роли.

Галина Фигловская родилась 19 мая 1938 в посёлке Калининский (ныне Королёв), Московской области. В школьные годы девушка занималась художественной самодеятельность, но в дальнейшем не собиралась связывать свою судьбу с театром. После школы Галина окончила химико-технологический институт, параллельно играя в народном театре при Болшевском Доме офицеров. И неожиданно решила попробовать себя на профессиональном уровне.

Она поступила на вечернее актёрское отделение в Училище им. Б.В. Щукина. В театральном институте Галине прочили большое будущее. Еще студенткой ее пригласили в театр на Малой Бронной сыграть Мэрилин Монро. Актриса с энтузиазмом репетировала эту роль, могла говорить о ней часами. Но так как автор пьесы Артур Миллер нелестно отзывался о СССР, то спектакль был снят с репертуара.

Без работы актриса не осталась, но она неожиданно для всех бросила сцену и ушла на закрытое предприятие. Причина такого резкого решения была личная — измена любимого, из-за чего у нее случился нервный срыв. Тогда ей хотелось спрятаться от всех, закрыться и никого не пускать в свой мир.

Галина каждое утро приходила в КБ завода «Химмаш», выполняла, наверное, интересную, но все-таки довольно однообразную работу. И думала, что так будет всегда..

Режиссер Владимир Мотыль долго искал актрису на роль весёлой связистки Земляникиной. Сначала худсовет утвердил актрису Наталью Кустинскую, она стала суперпопулярной после фильма «Три плюс два». Мотыль уже отснял почти все летние сцены и понял, что Кустинская — совсем не связистка Земляникина, совсем не такой себе представлял он главную героиню.

Владимир Мотыль и Булат Окуджава видели Женечку как крепкую, властную, обаятельную и при этом чуть… грубоватую девушку, которая могла и посмеяться над Колышкиным, и быстро «отшить» кавалера, и залепить ему пощечину.

Мотыль заявил худсовету: «Или меняем Кустинскую, или я отказываюсь от картины», и ему пошли навстречу, на время приостановив съемки. Режиссер приступил к поискам своей Земляникиной. В столичных театрах ему не удалось найти подходящую героиню.

Тогда режиссер обратился в Щукинское училище с просьбой дать ему контакты выпускниц, у которых не задалась актерская карьера. Педагоги направили его к Фигловской, увидев фотографии которой, режиссер понял: «Это она!». Когда Галину пригласили на встречу с режиссером, то она восприняла это как розыгрыш, ей в то время уже исполнилось 28 лет, она работала в «почтовом ящике», какие съемки?

На первой встрече с Галиной режиссер сразу обратил внимание на ее чувственную нижнюю губу. «Я тут же представил, как она не просто поцелует солдатика, а прямо проглотит целиком«, — делился потом с журналистами Мотыль. Ни о ком другом он уже и думать не мог. Режиссер уговорил Галину пройти пробы, которые были успешными, и руководство «Ленфильма» утвердило дебютантку.

По сюжету в связистку Земляникину были влюблены чуть ли не все мужские персонажи, включая тихого интеллигента Женю Колышкина в исполнении Олега Даля. Героиня постоянно подтрунивала над молоденьким солдатом, но, как только съемки останавливались, актер постоянно насмехался над излишне серьезной Фигловской и называл в шутку – Фига.

При этом ходили слухи, что между партнерами по съемочной площадке может закрутиться роман, но не случилось.

С точки зрения сценаристов, Женечка Земляникина получилась идеальной. «Девушка — точная фронтовичка», — восхищался Окуджава. Да и актерский состав был великолепный: Олег Даль, Михаил Кокшенов), Марк Бернес, Георгий Штиль, в эпизодах — Мотыль и Окуджава. Но судьба картины после премьеры оказалась непростой.

На фильм тут же был наложен запрет из-за трагического финала, но потом его все-таки пустили «третьим экраном» (по отдаленным кинотеатрам и клубам). Чиновники от кино и критики такую войну воспринимать не хотели. А зрители все поняли правильно и оценили: историю любви на фронте, актерские работы, музыку Исаака Шварца, юмор.

Приняли и те, кому довелось пройти через горнило той войны, которые также теряли боевых друзей, те, которые также тогда влюблялись — ветераны войны. И в год премьеры, в 1967-м, ее посмотрели в общей сложности 24,5 млн человек.

После такой звездной роли Галине Фигловской пророчили большое будущее в кинематографе. Она получила славу и любовь зрителей, ее заметили кинорежиссеры, а актриса вернулась в «почтовый ящик. Но когда ее в свой театр пригласил сам Георгий Товстоногов, она не устояла и приняла его приглашение, переехала в Ленинград. Фигловской предстояло ввестись в спектакль «Еще раз про любовь», заменив Татьяну Доронину, уехавшей в Москву.

Потом Галина начала репетировать Аглаю в «Идиоте», но тут ушел из БДТ Иннокентий Смоктуновский, и спектакль сняли с репертуара. Сначала очарованный актрисой Товстоногов понял, что сексуальная внешность Галины шла в разрез с её внутренним миром и перестал давать ей центральные роли в спектаклях. При этом Галина Викторовна так и не смогла прижиться в театре, ходили слухи, что ее недолюбливали в труппе.

В конце концов актриса ушла из театра. Да и в кино Галину приглашали играть роли только второго плана или эпизоды. В середине 1980-х она окончательно ушла из профессии. Роль связистки Земляникиной так и осталась самой громкой в фильмографии Фигловской.

*

Личная жизнь

Личная жизнь Галины сложилась не сразу. После измены любимого человека актриса из-за стресса и переживаний попала в больницу. Много лет после предательства она и слышать ничего не хотела ни о романах, ни о замужестве. Растопить сердце красавицы смог сценарист Эдгар Дубровский.

Он с отличием окончил биологический факультет МГУ , потом Высшие сценарные курсы, являлся автором сценариев к 15 фильмов. За сценарий к фильму «Холодное лето пятьдесят третьего» Эдгар Дубровский был удостоен Национальной кинематографической премия «Ника» (1989) и Государственной премии СССР (1989).

Ощутив внимание и заботу любящего человека, Галина наконец-то обрела женское счастье. В отношениях пары царили уважение и взаимопонимание. Но совместная жизнь не была легкой. Детей Господь им не дал. И многое паре приходилось преодолевать. Как призналась однажды актриса, «родилась в мае, так и маюсь». Дубровский, бывший альпинист, в молодости работал в противочумной службе, потом много болел, перенес несколько операций.

Врачам пришлось ампутировать ему ногу. А через некоторое время ухудшилось здоровье и у Галины Викторовны. Она начала жаловаться на сильные боли в суставах, в итоге врачи выявили у нее полиартрит. Болезнь прогрессировала, пошли осложнения, руки и ноги перестали слушаться женщину. Она очень похудела, болезнь буквально высасывала из нее жизненные силы.

И только просмотр фильма «Женя, Женечка и „катюша“» мог вызвать на ее лице едва заметную улыбку. Дубровский самоотверженно заботился о жене, а когда ее парализовало, то Эдгар Борисович полностью взял на себя ведение хозяйства, помогал жена добираться до больницы, перенося любимую на руках до машины.

Как это ему удавалось с одной ногой, совершенно не понятно. И хотя перед смертью актриса очень страдала, она постоянно чувствовала поддержку любимого мужа.

4 июня 2000 года после тяжелого приступа полиатрита Галины Викторовны не стало. Ей едва исполнилось 62 года. Эдгар Борисович Дубровский пережил супругу на целых 16 лет, он больше не женился. 84-летний сценарист ушел из жизни за два дня до Нового года — в 2016 году. Его похоронили рядом с Галиной Фигловской на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Оцените статью
Она сыграла только одну звездну роль, зато в ее жизни была любовь «похожая на сон»
Как бедная вдова создала из психа гения, чтобы вырастить сына