Счастливый брак большая редкость не только в актерской среде, но и в обычной жизни. У таких супругов нет шекспировских страстей, а есть взаимное доверие, помощь и поддержка. Каждые делает то, что умеет и не выставляет другому претензии.
В воспоминаниях же оставляет только счастливые моменты, забывая ссоры и обиды. Главным цементом, скрепляющим отношения, становится любовь, которая согревает и дает силы.
Нину Гребешкову и Леонида Гайдая связываеют 40 счастливых лет, прожитых в совместном браке.
В 1949 году они поступают во ВГИК, где позже и происходит их знакомство и первая совместная работа: Леонид срежессировал спектакль по роману Оноре де Бальзака, в котором Нине досталась роль «Госпожи де Нунсинген».
Репетиции проходили после занятий. Приходилось поздно возвращаться домой. Нина пожаловалась на это обстоятельство. Узнав, что девушке приходится передвигаться по ночному городу, Леонид стал ее провожать.
Все закончилось фразой: «Что мы с тобой все ходим да ходим. Давай поженимся». Предложение было настоящее, хотя Нина не поверила. Но для Леонида Иовича вопрос был решен. Он потребовал, чтобы она принесла паспорт и сразу же повел Нину Павловну в ЗАГС. Это было в 1953 году.
Л. Гайдай родился в Амурской области в 1923 году. Дело в том, что его отец, Иов Исидорович, был ссыльным революционером. Мама будущего режиссера Мария Ивановна Любимова, приехала к жениху, который к тому времени уже отбыл наказание и работал на железной дороге. В семье родилось трое детей. Леонид младший.
Учился Гайдай легко. Был активным участником художественной самодеятельности. Любил читать со сцены рассказы М. Зощенко и стихи В. Маяковского.
Началась война. В 1942 году Леонида по призыву отправили служить в Монголию, а после окончания полкового училища перевели на Калининский фронт. Стал командиром отделения. Награжден медалью «За боевые заслуги».
Нина Павловна — москвичка. Родилась в 1930 г. Родители Екатерина и Павел Гребешковы имели рабочие специальности. Девочка хотела быть учителем, ей нравилось воспитывать малышей.
Направление изменилось после встречи с отцом подруги, поэтом Владимиром Луговским. В результате Нина, вместе с подругой Марией Луговской решили поступать во ВГИК. Нина Гребешкова поступила с первого раза. Она попала на курс Сергея Герасимова.
Н. Гребешкова могла бы построить карьеру киноактрисы, но предпочла стать верной спутницей и помощницей своего любимого мужа.
Нина Павловна оказалась мастером на все руки. Она умело решала любые бытовые проблемы, предоставив Леониду Гайдаю развиваться в профессии.
Успех пришел после выхода картины «Пес Барбос и необычный кросс». Идея возникла после прочтения фельетона Степана Олейника. Сценарий Л. Гайдай написал сам.
Затем были многочисленные удачи с персонажами, которые впервые появились в этом 10 минутном фильме. Трус, Балбес и Бывалый, в исполнении Вицина, Никулина и Моргунова ушли «в народ» и стали героями анекдотов.
Еще были удачные экранизации, в том числе картина «Деловые люди», созданная по рассказам О. Генри, фильм «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе М. Булгакова, экранизация «Не может быть» по рассказам Зощенко.
Фактически, во всех картинах была работа и для Нины Павловны. Иногда, роль возникала помимо сценария.
Так в картине «Кавказская пленница» появился эпизод с доктором, в исполнении Н. Гребешковой. Она просто присутствовала на съемках, так как в это время у Л. Гайдая были проблемы со здоровьем, но прекрасно вписалась в картину.
А в фильме «Бриллиантовая рука» ей совсем не понравилась роль жены Горбункова, Нина Павловна хотела сыграть управдома. Но образ жены получился максимально ярким именно благодаря игре Н. Гребешковой. Некоторые зрители считали, что Ю. Никулин и в реальной жизни является ее мужем.
Много сплетен было вокруг якобы многочисленных увлечений Л. Гайдая. В его картинах снималось много красивых женщин. Кроме того, режиссер действительно мог по достоинству оценить красоту. Казалось, что он просто получает заряд энергии, встречая красавицу.
Каких-то реальных фактов измен и навязчивого ухаживания не было. Только Н. Варлей, в своих воспоминаниях пишет, что на съемках «Кавказской пленницы» Леонид Иович неудачно пытался ее поцеловать.
Сама Нина Павловна знала, как положительно влияет на мужа образ красивой женщины, и ревности не было.
Примечательно, что незадолго до «ухода» Л. Гайдай очень сокрушался и говорил, что виноват перед женой. Но вину он чувствовал не за мнимые измены, а за то, что не создал для жены достойную главную роль в своем фильме.
Нина Павловна в своих интервью, рассказывая о муже, отмечает полное пренебрежение материальной стороной жизни. Он не придавал никакого значения своим заработкам, считал, что деньги надо тратить, ведь можно снова их заработать.
При этом траты были не рациональными. Она же наоборот умела и тратить рационально, и зарабатывать, для решения бытовых проблем.
Они вместе проходили все бытовые неурядицы. Мама Нины, первоначально не приняла зятя, считая его слишком нездоровым, но со временем сама начала заботится о его питании, у Л. Гайдая была язва желудка, и даже создала специальную диету для него.
Актеры отмечали уважительное отношение к себе. Всех, даже собственную жену во время съемок он называл по имени отчеству и никогда не повышал ни на кого голос.
Нина Гребенщикова так же с гордостью вспоминает, как Леонид бережно и уважительно относился к актёрам, именно их он считал главными на площадке, а не режиссёра.
Для Нины Павловны ее работа была на втором месте. Несмотря на это даже после ухода из жизни Л. Гайдая она продолжала сниматься в разных картинах. Актриса сыграла маленькие роли в фильмах: «Легенда № 17», «Экипаж» режиссера Николая Лебедева.
Кроме того, снималась в телевизионных сериалах. Единственно, что ей не хватает так это качественного сценария. Сниматься где попало Нина Павловна не считает возможным.
Л. Гайдая не стало в 1993 году. Он умер на руках у жены. но такое чувство, что их связь прервать невозможно. Слушая интервью Н. Гребешковой, кажется, что они всегда вместе.
Это пример того, как люди могут продемонстрировать не только высокие профессиональные достижения, но и свои человеческие качества.