Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк — прекрасная звёздная пара, которая всегда ассоциировалась у нас с чем-то незыблемым и вечным. Он — народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, истинный русский богатырь и настоящий полковник.
Она — аристократка и кинодива с польскими корнями, красавица и модница. Их союз казался нерушимым. Но мало кто знал, что за внешней идиллией скрывались настоящие страсти — любовь, ревность, предательство, срывы…
А началось всё в далёком 1946 году в крошечном городке Тара под Омском. Юный Миша Ульянов, мечтавший когда-то стать лётчиком, впервые увидел на экране комедию «Небесный тихоход».
Кто бы мог подумать, что судьба уже приготовила ему встречу с исполнительницей одной из главных ролей – очаровательной Аллой Парфаньяк. Она была старше на три года, уже успела прославиться и даже выскочить замуж за самого Николая Крючкова.
Куда уж там тягаться безвестному пареньку из сибирской глубинки!
Но Михаил твёрдо решил: будет знаменитым артистом и покорит сердце неприступной красавицы. Для начала рванул в Москву поступать в театральное.
Провалился в ГИТИСе, зато с первого захода взял «Щуку». И надо же такому случиться — в том самом училище на последнем курсе училась она, богиня с экрана, Алла Парфаньяк собственной персоной!
Да только куда студенту-первогодке до замужней примы?
Для неё он был всего лишь смешным увальнем из провинции, у которого каша во рту и штаны на заду висят. Ульянов с тоской смотрел, как его мечта порхает по коридорам училища, всем своим видом показывая недосягаемость и неприступность.
Эх, знал бы он тогда, какие страсти кипят в её душе, как ей осточертел звёздный брак с Крючковым и как хочется вырваться на волю, к простому человеческому счастью…
Но судьба не раз испытывала Ульянова на прочность. То он со свистом вылетел из училища за профнепригодность, то закрутил бурный роман с сокурсницей Ниной Нехлопоченко.
Девушка вскружила ему голову и душу наизнанку вывернула, да только не видать ей было подмосковных дач и лимузинов — сбежала, подлая, с каким-то одесским музыкантишкой! Ульянов тогда чуть в петлю не полез от горя. Пошёл топить беду на дне стакана, с Арбата не вылезал.
Кто знает, может спился бы к чертям собачьим, не подоспей вовремя спасительная рука судьбы.
Прошло несколько лет
Ульянова приняли в труппу Театра имени Вахтангова, где блистала Парфаньяк. Только не блистала она уже, а еле светила — брак трещал по швам, а сама Алла всё чаще стала заглядывать на дно рюмки.
Однажды нализалась до поросячьего визга прямо в театре и закатила истерику прилюдно. Того и гляди, вылетит за профнепригодность. И тут Михаил — кинулся к начальству, упал на колени, уговорил дать строптивице последний шанс. Алла прониклась такой заботой и стала приглядываться к этому чудаку повнимательнее.
Ну а дальше понеслась душа в рай.
Развод с Крючковым, страстный роман с Марком Бернесом, первые успехи Ульянова в кино. Парфаньяк металась между двумя мужчинами, разрываясь от противоречивых чувств.
Но от судьбы не уйдёшь — однажды на гастролях в Варшаве Михаил и Алла забрели в гости к её тётке. Пили вишнёвую наливку, бродили по разрушенному послевоенному городу, целовались под ночными фонарями. И поняли оба — от этой любви им уже никуда не деться.
Дальше закрутилось — свадьба, переезд в отдельную квартиру, рождение дочки Леночки. Михаил пахал как проклятый: днём репетиции, вечером спектакли, ночью учил роли. Грыз гранит актёрского мастерства, набивал руку. И Алла всегда была рядом — поддерживала, направляла, жёстко пресекала малейшие попытки слабости и отчаяния.
Железной рукой в бархатной перчатке лепила из любимого человека настоящего артиста и мужчину.
Перемешивалось всё это семейное счастье бытовыми склоками да попойками. Бывало, являлся Михаил домой поддатый, а Алла встречала его скалкой да криками. Грозилась уйти к маме, забрать дочку.
Но всегда прощала — видела ведь, как он старается, на части рвётся, чтобы угодить своей королеве. Да и любила, чего греха таить. Намертво прикипела всей душой и телом.
Так и жили — не тужили
Растили дочь, мотались по гастролям, обустраивали дом. Алла с присущим ей размахом и фантазией принялась за «окультуривание» мужа. Таскала его по музеям и выставкам, коллекционировала картины и антиквариат.
Раздавала ценные указания: это носи, это ешь, так говори. Ульянов только диву давался — ну прямо институт благородных девиц на дому!
Но покорно всё исполнял — знал уже, что с Аллой лучше не спорить.
Перемены в стране, развал Союза, смутные 90-е — всё пережили вместе, рука об руку. Подросла дочь, народились внуки. Михаила всё чаще стали приглашать на роли уже не молодцев-удальцов, а убелённых сединами старцев.
Однажды в Швейцарии на гастролях сорвался по-крупному — загулял без продыху, на репетиции явился никакой, Аллу до истерик довел. Еле в чувство привели, стыдили: мол, возраст уже не тот, пора остепениться.
Куда там! Гены сибирского разгильдяя всё не унимались.
То внучка Лизонька выскочит замуж за проходимца, то зять-журналюга вляпается в какую-нибудь историю — Ульянов сидит на кухне, тоскливо смотрит на гжелку с окурками и горестно вздыхает. Алла, бывало, вспылит, пригрозит разводом на старости лет, но тут же отходит. Одна она теперь у него, родная.
Одна она теперь у него, родная. Да и сама прикипела — никуда уже не денешься.
Последние годы Михаил Александрович сильно сдал. Начал часто прихварывать, жаловаться на здоровье. Всё реже выбирался в свет, пропадал дома сутками напролёт. Алла места себе не находила, разрывалась между сиделкой и домработницей. Михаила Александровича не стало 26 марта 2007 года. Тихо ушёл, незаметно.
Схоронили Ульянова со всеми подобающими почестями. Проводить в последний путь великого артиста съехался весь свет и полусвет. Вдова стояла у гроба, гордо подняв голову. Только близкие видели, как в одночасье поседела её прекрасная головка, как потускнел лучистый взгляд.
Два года Алла Петровна прожила после мужа на этом свете. Жила воспоминаниями, перебирала архивы. Ходила к нему на могилу и подолгу сидела на лавочке. Плакала. А в конце 2009-го и сама угасла.
Вот и вся история. Прожили Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк вместе без малого полвека. Жизнь прошли как по минному полю — от любви до ненависти, от ссор до примирений, в горе и в радости. Порой казалось — всё, конец, не вывезут. Но каждый раз побеждала великая сила, имя которой — любовь.
Странная, с примесью яда и горечи, но зато настоящая.
Такая, что никогда не отпускает. Как сказал когда-то сам Ульянов:
«В семейной жизни главное — терпение. Несмотря ни на что, надо уметь прощать близкого человека. Иначе всё развалится, как карточный домик».
И ведь как в воду глядел!
Видно, и впрямь ему было суждено прожить эту нелёгкую, но удивительно счастливую жизнь именно с Аллой Парфаньяк — женщиной, которая стала для него и музой, и ангелом-хранителем, и простой домохозяйкой. Такая уж выпала ему судьба — полюбить раз и навсегда, пронести это чувство через все невзгоды и радости.