От свержения мужа до нелепых слухов о любви с конем. Царица Семирамида и её последовательницы

С давних пор имя Ассирийской царицы Семирамиды входит в список самых великих женщин в истории. Правда, помнят её, лишь благодаря одному из чудес света — висячим садам Вавилона, не имеющим к ней никакого отношения.

На самом деле Семирамиду звали Шаммурамат. И она прославилась тем, что после своего супруга, ассирийского царя Шамшиадада V, семь лет правила единолично страной. Такое в то время, а это 810-803 до н.э., было весьма редким явлением.

Потом, передав бразды правления сыну Ададнирари III, она все равно продолжала оказывать огромное влияние на политику. Ее имя красовалось рядом с царским на всех указах, высеченных в камне.

Эта деятельная дама и войско в походы водила, и столицу Ниневию перестроила, и религиозную реформу провела, заставив народ молиться вавилонскому богу мудрости Набу.

Но около 787 года до нашей эры Шаммурамат исчезла с политической арены. Как раз тогда ее сын построил в память о ней огромный храм Набу. Сам Ададнирари как-то подозрительно быстро скончался, не дожив до сорока лет.

А вскоре и о чужеземном боге все забыли. Скорее всего забыли бы и про Шаммурамат, но ей повезло. Один любознательный грек Ктесий, живший четыре века спустя, решил увековечить её имя.

Ктесий был придворным лекарем самого царя Артаксеркса II. Он, конечно же, записывал все интересное, что слышал. Так появились книги «Персика» и «Индика», которые дошли до нас в пересказе других авторов. Вот они-то и поразили воображение читателей.

Еще бы! Ктесий рассказывал о волшебном роге единорога, о гигантских муравьях, охраняющих золото в пещерах, о птице Рух, чьи крылья застилают солнце. Ученые гадают, что из этого он услышал от персидских сказочников, а что сам придумал.

Большую главу Ктесий посвятил Шаммурамат, ставшей сначала Саммурамат, а потом и Семирамидой. Историк Диодор Сицилийский, живший в 90-30 годах до нашей эры, переписал эту часть и поведал нам о жизни «самой знаменитой из всех женщин» так подробно, будто лично прятался у нее под кроватью в решающие моменты…

По словам Диодора, Семирамида родилась в сирийском городе Аскалоне. Ее матерью была богиня-русалка Деркето, а отцом — безвестный пастух. Забеременев от простого человека, Деркето испугалась потерять божественный статус. Поэтому пастуха она утопила, а новорожденную дочку бросила в пустыне.

Но малышка выжила! Гнездившиеся рядом голуби согревали ее крыльями и поили молоком овец. Целый год они заботились о девочке, пока пастухи не узнали об этом чуде.

Они назвали ее Семирамидой, что по-сирийски якобы значит «воспитанная голубями». Хотя на самом деле ассирийское имя Шаммурамат переводится как «дар моря».

Старший пастух Сим удочерил девочку, и она счастливо жила в его семье до той поры, пока мимо их дома не прошли войска ассирийского командира Оанна. Тот, случайно увидев Семирамиду, тотчас влюбился в нее и сделал своей женой.

В браке родились сыновья Гиапат и Гидасп, причем Оанн «совершенно покорился своей жене и ничего не делал без ее совета, благодаря чему был успешен во всем».

Семирамида от супруга ни на шаг не отходила. Даже когда он в поход дальний в Среднюю Азию собрался (а там, по слухам, два миллиона солдат было!), и тут она за ним увязалась.

В этом походе Семирамида, переодевшись в мужскую одежду, храбро сражалась с неприятелем и даже возглавила штурм вражеской столицы Бактры. Лихо, ничего не скажешь. Только тут случилось непредвиденное.

Когда сам царь Нин храброго «воина» награждал, возьми да упади с головы Семирамиды шлем. И рассыпались по плечам ее волосы, черные, как смоль.

Царь, ясное дело, обомлел от такой красоты неземной. И приказал он Оанну отдать ему жену, а не то — голова с плеч долой. Бедняга Оанн, лишь бы позора избежать, пошел и удавился. А Семирамида — прямиком в царский гарем, где быстренько главной женой стала. Особенно после того, как родила царю сына Ниния.

Вернувшись потом в Ниневию, уговорила она царя город в ее честь построить — Вавилон называется. Хотя, по правде сказать, он и до того был. Но Семирамида там дворец громадный отгрохала, статуями бронзовыми себя любимой, царя Нина и местного бога Бела, которого греки Зевсом кличут, украсила.

Греки вообще Семирамиде много чего приписывали — и ворота огромные Иштар, и висячие сады Вавилона знаменитые. Хотя на самом-то деле сады эти царь Навуходоносор II для своей жены тоскующей построил, и было это гораздо позже.

Но к тому времени, как о них греки писали, от садов одни развалины остались. Вот и прилепилось к ним имя Семирамиды.

Впрочем, опять же, если верить грекам, царица построила чуть ли не все памятники древнего мира. Тут тебе и дворцы персидской столицы Экбатаны, и зубчатые стены Ниневии, и даже египетские пирамиды. Оказывается, это она, находясь во главе ассирийской армии, завоевала Египет.

Потом покорила отдаленную Эфиопию и большую часть известного на тот момент мира, за исключением Индии. В жестокой битве с тамошним царем индийские боевые слоны растоптали тысячи ассирийцев, и сама Семирамида едва не погибла.

Чем занимался в это время Нин, неясно; похоже, он, как царь Додон из пушкинской сказки, был настолько увлечен красотой супруги, что ни о чем другом просто думать не мог.

В походах царица вокруг себя преданную гвардию сколотила, которая ее и днем, и ночью охраняла. Как-то на прогулке она приказала гвардейцам пустить стрелы в увязавшуюся за ними царскую собаку. Те, кто отказался, тут же на месте казнены были.

А тех, кто приказ выполнил — щедро наградили. Потом тот же фокус с любимым царским конем Семирамида проделала. И наконец, пригласив Нина в построенные висячие сады, царица отдала приказ — стрелать.

И ведь они подчинились!

Иную версию воцарения Семирамиды излагает другой греческий историк -Афиней. Мол, была Семирамида простой служанкой при дворе, но пленила своей красотой царя. Тот на ней женился и согласился на пять дней подарить власть над государством.

Дурак, что с него взять.

А Семирамида времени не теряла. В первый же день для всех придворных и жителей столицы пир грандиозный закатила. На второй велела себя как богиню почитать. А на третий царя в темницу приказала бросить, где он и почил.

«Так эта решительная женщина трон захватила, — пишет Афиней, — и до старости его удержала, совершив великие деяния».

А избавившись от царя, Семирамида, по словам того же Афинея, каждый вечер пиры стала закатывать. Вино рекой лилось, обученные рабыни песнями да плясками гостей развлекали. А сама царица на ложе своем возлежала и из-под вдовьей накидки изучала собравшихся.

Высмотрит самого красивого мужчину — и шлет ему приказ явиться в её. Ждала избранника ночь волшебная любви с Семирамидой, а утром приготовленный «эшафот».

И так тысячу ночей подряд!

Будь это правдой, от ассирийской элиты мокрого места бы не осталось, и царство рухнуло куда раньше. Потом такие же байки про других знаменитых женщин рассказывали, про Клеопатру и царицу грузинскую Тамару.

Но, похоже, первой в этом ряду именно Семирамида была.

Предания приписывают ей изобретение и другого мрачного обычая — оскопления юношей, из которых делали евнухов, покорных стражей дворца.

Вначале эта участь ждала тех, кто отказывался исполнить прихоти царицы, но потом она велела лишать мужского достоинства мальчиков-рабов и воспитывать их при дворе в беспрекословном послушании ей, великой Семирамиде.

В первую очередь евнухи охраняли гарем, положенный по царскому статусу. Красавицы-рабыни и дочери вассальных царей отчаянно скучали, увядая без мужского внимания, но попытки завести роман с кем-нибудь из придворных кончались для виновных на дне Тигра.

Впрочем, досужие сплетники уверяли, что Семирамида, пресытившись всеми видами любви, требовала теперь себе на ложе молоденьких узниц гарема.

  • Давно забытый историк Юба передавал еще более невероятный слух — предметом ее страсти стал красавец конь, подаренный одним из соседних правителей.

Другие авторы от таких басен воздерживались, но в один голос твердили, что распутство царицы вышло далеко за пределы норм сурового ассирийского общества. Там ведь женщины на птичьих правах жили. А тут поговаривали, что она даже с собственным сыном Нинием любовь крутила. Но в итоге именно он против матери заговор и возглавил.

Семирамида, конечно, о планах заговорщиков прознала — шпионов-то везде своих понатыкала. Но меры принимать не спешила. Больно потрясло ее не только предательство сына, но и жрецов любимого храма Аммона, где она часто молилась в одиночестве. Вот в этот-то момент ее жрецы и собирались пронзить мечами.

Подумала-подумала царица и решила — быть сему, уступлю трон сыну. Созвала приближенных и объявила о своем решении. В тот день жители Ниневии Семирамиду в последний раз и видели. Исчезла она бесследно. То ли в голубку обратилась, то ли в родную Сирию к матери-русалке подалась.

Ктесий рассказ о царице так завершает:

«Прожила она шестьдесят два года, и сорок два из них империей правила… После неё сын Ниний трон занял. Правил он мирно, не унаследовав горделивой и деятельной натуры своей матери».

Одной из стран, с которыми Семирамида была, скажем так, не совсем в хороших отношениях, была Армения. Если быть точнее, то тогда это было государство Урарту, расположенное на ее территории.

Армянский историк Мовсес Хоренаци в V веке нашей эры записал древнее сказание. Мол, влюбилась Семирамида до безумия в армянского царя Ару Прекрасного. А тот, видите ли, не захотел уступать ее страсти. Ну, царица в гневе войском на него и обрушилась, владения его разорила. В последней битве у горы Арарат Ара и сразили.

Семирамида, конечно, такого исхода не хотела. Много дней пыталась она волшебством его оживить, да куда там. Делать нечего — вернула безутешная царица Армении независимость, сыну Ары, Кардосу, корону вручила. А себе выстроила дворец на берегу озера Ван, чтобы летом от жары вавилонской спасаться.

Немало обвинений обрушили на Семирамиду и церковники. Еще в XIX веке английский богослов Александер Хислоп объявил ее служанкой Сатаны и изобретательницей многобожия, извратившей якобы изначальную веру в единого Бога.

Основанный ею культ богини-матери, по мысли Хислопа, перерос в христианское поклонение Богоматери. Конечно, церковь осудила ретивого богослова, но он подошел к истине довольно близко.

Образ Богоматери действительно вобрал в себя древние представления о богинях плодородия Исиде, Кибеле, Иштар, а у легендарной Семирамиды много общего с последней из них.

Иштар тоже вышла из моря, была выкормлена голубями и могла принимать облик голубки. Она отличалась как воинственностью, так и ненасытностью в любви, имела бессчетное число возлюбленных, которые потом «испарялись».

Семирамида-Шаммурамат-Шамирам прожила на белом свете примерно шестьдесят два года — именно столько отвел ей Ктесий. Несмотря на все вымыслы, в сочинении греческого врача много точных деталей.

Откуда он мог узнать о древней царице?

Быть может, память о ней хранила его пациентка — мать персидского царя Парисатида, бравшая пример с Семирамиды и во многом повторившая ее судьбу. Впрочем, это можно сказать о многих царственных дамах, вплоть до «Семирамиды Севера» Екатерины II.

Их истории, разделенные более чем двумя тысячелетиями, совпадают до мелочей — от свержения мужа до нелепых слухов о любви с конем.

В биографии обеих в избытке присутствует то, что всегда привлекает людей — власть и «любовь». коварство и интриги.

А это значит, что личность ассирийской царицы, как и ее русской «ученицы», еще долго будет вызывать интерес, хотя царство ее уже давно обратилось в прах.

Оцените статью
От свержения мужа до нелепых слухов о любви с конем. Царица Семирамида и её последовательницы
Последняя любовь купца Григория Елисеева и крах семейного дела