«Спишь, Эдитка?» — раздался его голос. Эдит-Мари притворно-глубоко задышала: вдруг отчим не поймет, что она не спит. В воздухе явственно пахло алкоголем: значит, пан Голомб после работы в шахте заглянул в пивную.
«А ну, кончай притворяться», — злобно прошипел отчим и со всей силы дернул одеяло. Эдит-Мари, рыдая, полетела на пол.
В Советском Союзе ее считали «настоящей француженкой», ведь Эдит-Мари родилась 31 июля 1937 года во Франции.
И кому было дело до того, что Нуайель-су-Ланс — это всего лишь маленький шахтерский городок в 200 километрах от Парижа.
Родителями девочки были польский эмигрант Станислав Пьеха и его супруга Фелиция (урожденная Королевска). Свое «французское» имя Эдит-Мари малышка получила от отца. Станислав был поклонником французской певицы Эдит Пиаф, а, кроме того, обожал свою покойную бабушку Мари.
И Станислав, и Фелиция трудились на единственном крупном предприятии Нуайель-су-Ланса — на угольной шахте. Отец был шахтером, мать — сортировщицей.
Станислав не отличался крепким здоровьем, и в шахту спускался только ради семьи. В 1941 году, когда Эдит-Мари исполнилось четыре года, у ее отца был выявлен «силикоз» — «болезнь шахтеров». Пыль, насыщенная диоксидом кремния, постепенно разрушила легкие Станислава, вызвала стойкое воспаление.
Вскоре шахтер Пьеха скончался. Лямку кормильца семьи пришлось набросить старшему сыну, 14-летнему Павлу. Подросток был крепким и не по возрасту сильным, однако, шахта вскоре разрушила и его здоровье.
В 1944 году, в возрасте 17 лет, Павел скончался от туберкулеза.
Все еще весьма красивая Фелиция оказалась в отчаянном положении — шла война, а денег на то, чтобы кормить дочь, у женщины не было.
А тут как раз земляк, шахтер Ян Голомб, который и раньше поглядывал на красавицу, начал настойчивые ухаживания.
Хоть и не нравился Фелиции немолодой, некрасивый Голомб, но все же она вышла за него замуж, а в 1945 году родила сына Юзефа.
Ян отличался крутым нравом, любил выпить. К дочери жены от первого брака Голомб по какой-то причине испытывал неприязнь. Ян бил девочку за любой проступок, и Фелиция, занятая маленьким сынишкой, ничего с этим не могла поделать. Много позднее Эдита вспоминала:
«Отчим заходил в мою спальню в любое время. Если что-то ему не нравилось — наказывал».
Однако Ян отлично зарабатывал, к тому же, он был польским коммунистом, что на фоне завершающейся Второй Мировой войны было очень перспективным.
В 1946 году Ян вывез семью из капиталистической Франции в социалистическую Польшу.
Поселились в Богушове в земле Силезия. Эдит-Мари пошла в местную школу, где выучила польский язык.
Именно в Богушове девочка впервые начала петь в хоре. Все отмечали ее прелестный, чистый голосок. Эдит-Мари стала втайне мечтать о том, чтобы стать певицей, как ее тезка Эдит Пиаф.
Когда о мечте девочки стало известно отчиму, тот взбеленился и отколотил падчерицу.
«Пойдешь работать на фабрику!», — кричал Ян.
В 1951 году 14-летняя Эдит-Мари наконец-то проявила характер. Топнув ногой, девочка-подросток закричала, что пойдет учиться в педагогический лицей в Валбжихе.
Ян, впервые получивший отпор, стушевался. Эдит-Мари поступила в лицей, который с блеском окончила, получив диплом учителя начальных классов.
Девушка стала преподавать в школе, однако, она мечтала продолжить обучение, получить высшее образование.
По мнению Пьехи, воплотиться ее мечта могла только в одной стране мира — Союзе Советских Социалистических Республик.
Эдит-Мари, называвшая себя просто Эдита Пьеха, отправилась в СССР, где поступила в Ленинградский государственный университет им. А. Жданова на отделение психологии философского университета.
Так получилось, что СССР воплотил не только мечту юной польки о высшем образовании, но и потаенную, выстраданную мечту о пении, о сцене.
Ту мечту, за которую ее бил отчим.
В Ленинградском университете Пьеха стала артисткой хора польского землячества, возглавлял который студент Ленинградской консерватории Александр Броневицкий.
Обнаружив у Эдиты безусловный певческий и сценический талант, Броневицкий забрал девушку в возглавляемый им ансамбль «Липка».
В новогоднюю ночь 1 января 1956 года Эдита Пьеха впервые вышла на сцену малого зала Ленинградской консерватории в сопровождении ансамбля Броневицкого. 18-летняя певица исполнила песню на польском языке.
Дебют оказался успешным. Вскоре Пьеха из-за концертов и гастролей была вынуждена перейти на заочное обучение.
Пьеха стала солисткой ансамбля «Дружба» (так переименовали ансамбль «Липка»), а в 1957-ом удостоилась золотой медали Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В этом же году была записана первая грампластинка Эдиты Пьехи.
Творческий союз Эдиты и Александра Броневицкого перерос в любовь. В конце 1956 года молодые люди стали мужем и женой.
В составе «Дружбы» Эдита объехала весь СССР, выступала во многих странах Европы (в том числе, капиталистических), давала концерты на Кубе, в странах Латинской Америки.
Казалось, карьера Пьехи будет безоблачной…
Гром грянул в 1959 году, когда Ленинградский комитет КПСС через прессу обвинил ансамбль «Дружба» в пропаганде буржуазной культуры, джаза и, в целом, в антисоветском поведении. Гастроли коллектива были прекращены.
Александру Броневицкому стоило огромных усилий добиться официального просмотра «Дружбы» в Министерстве культуры СССР. Эдита Пьеха и члены ансамбля выступили перед чиновниками. Посовещавшись, члены Минкульта дали добро на продолжение творческой и гастрольной деятельности коллектива.
В 1961 году Эдита родила супругу дочь Илону. К тому времени Пьеха была уже «звездой» всесоюзного масштаба. Очаровательную польку приглашали на «Голубые огоньки», она снималась в кино, выступала в лучших концертных залах страны.
В 1967 году Пьеха получила советское гражданство, а в 1968-ом, после исполнения песен «Огромное небо» и «Следующий» стала заслуженной артисткой РСФСР.
В 1970-ом Эдита впервые выступила в финале телевизионного фестиваля «Песня года» — впоследствии певица стала завсегдатаем этого мероприятия.
Слава Пьехи росла с каждым годом, но вот ее отношения с мужем безнадежно испортились. Если в начале творческого пути все решал Броневицкий, как человек, сделавший из Эдиты артистку, то уже к середине 70-х зритель требовал на сцену не ансамбль «Дружба», а Пьеху.
Александр злился, ревновал Эдиту и к другим мужчинам, и к ее невероятному, поразительному успеху.
В 1976 году Эдита сообщила мужу, что она влюбилась в другого. Этим другим был полковник КГБ СССР Геннадий Шестаков.
Пьеха предложила Броневицкому следующий вариант: они разводятся, но продолжают сотрудничество.
Александр, покраснев до корней волос, начал кричать в лицо жене:
«Если ты уйдешь от меня, тебя забудут через год!».
Пьеха все-таки ушла. И от мужа, и из ансамбля «Дружба».
Броневицкий ошибся. Карьере Эдиты уход от мужа не повредил, но вот личная жизнь во втором браке совершенно не заладилась.
Шестаков оказался запойным алкоголиком. Промучавшись рядом с вечно пьяным мужем шесть лет, Пьеха подала на развод.
С 1983 года Эдита Станиславовна о личной жизни не помышляла, целиком отдавала себя творчеству. Собирала полные залы восторженных поклонников, трижды выступала перед нашими бойцами в Афганистане, выпускала пластинки миллионными тиражами.
13 апреля 1988 года Пьеха узнала страшную новость: во время гастролей ВИА «Дружба» в Нальчике скончался от сердечного приступа ее бывший супруг Александр Броневицкий.
Эдита Станиславовна узнала и причину смерти Александра. Новая жена Броневицкого, солистка «Дружбы», отправилась на вечеринку и закрыла мужа на ключ. Александр проснулся, стучался в дверь, пытался куда-то позвонить. Наутро был обнаружен мертвым с трубкой в руке.
Смерть Броневицкого потрясла Пьеху. Пришло запоздалое раскаяние, осознание, что без этого человека испуганная девочка из Польши, дочка шахтера, едва ли бы добилась чего-то в новой для себя стране.
Пьеха стала организатором большого концерта памяти Александра Броневицкого. Мероприятие прошло 13 апреля 1989 года в БКЗ «Октябрьский».
В 90-е годы Пьеха не бедствовала. У артистов, в отличие от других представителей творческой интеллигенции, была возможность зарабатывать концертами, продажей аудиокассет.
Однако именно в 90-е Эдита Станиславовна почувствовала необходимость крепкого мужского плеча, и в 94-ом в третий раз вышла замуж. Ее избранником стал сотрудник администрации президента России Владимир Поляков.
В 2000 году Пьеха выпустила альбом «Никогда любить не поздно», который стал последним в ее карьере.
В 2006 году Эдита Станиславовна развелась с третьим супругом, и тут же дала огромный концерт в Петербурге, посвященный Александру Броневицкому.
В «десятые» гастрольная деятельность артистки пошла на спад: сказывался возраст. В 2019-ом Пьеха провела последние концерты в Петербурге, после чего перестала выходить на сцену из-за больных ног.
В настоящее время Эдите Станиславовне 87 лет, она живет в деревне неподалеку от Петербурга в своем доме.
Долгих лет великой артистке!