Отшивала всех высокопоставленных лиц и не вписывалась в роли колхозниц-передовиков и доярок: нетипичная советская актриса Анна Твеленева

«Глупая!… – твердили ей театральные актриски, которые были явно куда бесталаннее Анны, и это было очевидно даже им самим – Глупая!… Сам Игорь Петрович на тебя засматривается, он тебе лучшие роли даст, ты со своей мюзик-холльной программой никогда бы сюда не попала, не положи он на тебя глаз!»

Отказала. Она ему отказала, была уволена из Театра им. Ленсовета и больше не принята ни в один другой. Спустя десятилетия, будучи уже дамой в почтенном возрасте, она будет сожалеть об этом… Но история не знает сослагательного наклонения.

Анна Твеленева. Она отказала мужу Фрейндлих. Она не ответила взаимностью Еременко-мл. Она подружилась с Гурченко. В общем, на своем жизненном пути нарушила все мыслимые штампы, сделала все наоборот.

И внешность у нее была очень нетипичная для советской актрисы 60-х-70-х. Очень интеллигентная внешность с нотками аристократизма.

В те годы для успешной актерской карьеры надо было иметь либо очевидную внешность «куколки», чтобы играть в комедиях (Фатеева, Кустинская, Варлей, Селезнева), либо внешность эдакой колхозницы-передовика с коренастым телосложением и простым лицом.

Нет, были конечно и исключения, но в этом случае надо было являться дочерью-женой-любовницей влиятельного мужчины.

Твеленева была полным исключением из этих правил.

Она выросла в детдоме и не являлась дочкой «крутого» отца.

Она отшивала пристающих режиссеров, и теряла места в театрах и роли.

Она была искренна к своим конкуренткам-актрисам и подружилась с самой вреднющей из них, с Людмилой Гурченко.

Говорят, что сложные времена рождают сильных людей. Вот это как раз про Анну: она появилась на свет в тяжелые послевоенные годы, да еще и в большой семье, где папа выпивал и поднимал руку на мать. Жили бедно, впроголодь, так что детей пришлось пристраивать. Анна угодила в детский дом сначала в Острогожск, позже в Воронеж.

В стенах учреждения девочка получила профессию портнихи, что в дальнейшем спасло ее от бедности. И там же увидела по телевизору кино с Любовью Орловой, и в сердце маленькой девочки появилась мечта – стать актрисой.

Понятно, что мечта эта была обречена на провал. Сколько сотен тысяч девочек мечтали быть актрисами?…

И все же Анна решила попробовать поступить в театральное. Неясно, что заставило приемную комиссию пропустить провинциалку с первого раза: то ли ее красота, то ли талант разглядели.

«Поступая в ленинградский театральный институт, горела только одной мыслью: „Никогда не возвращаться обратно!“ И видимо, с такой энергетикой выступила перед приемной комиссией, что все обомлели» — вспоминала артистка.

Не было в ней корысти, столь присущей молодым амбициозным покорительницам столиц.

Вспомним тех же Фатееву, Скирду, Титову, Варлей: все, совершенно все стремились выгодно выйти замуж, хоть за возрастного некрасивого режиссера, хоть за проблемного сынка какой-нибудь местной шишки.

Анна же оказалась удивительно бескорыстна: первым мужем ее стал студент политеха, который после выпуска устроился простым инженером в КБ «Импульс» с окладом в 110 рублей.

Денег не хватало, Анна сняла квартиру и организовала частное ателье, где зарабатывала за день столько, сколько муж за месяц. Семьянином он оказался никудышным, стал попивать, но было и благо –зато в этом браке родился сын Кирилл.

Из-за этого замужества по любви, а не по выгоде, Анна пропустила свои самые перспективные молодые годы.

В профессию актриса вернулась после семилетнего перерыва: ее взяли в «Мюзик-холл». «Но… там были только голые колени, приклеенные ресницы, дежурная улыбка и один и тот же пустой текст между номерами, а душа хотела другого.

И вот я пошла показываться в Театр Ленсовета. Игорь Владимиров сразу пригласил меня на дебют в спектакль „Эльдорадо“. Это было время триумфа Алисы Фрейндлих и Михаила Боярского».

Но… Игорь Петрович, худрук и муж Алисы Фрейндлих, не просто так сразу дал ей роль. Он хотел от нее большего, чем просто хорошая игра. Он хотел, чтобы она стала его любовницей.

Дважды Игорь Владимиров звал Анну Твеленеву на дачу, но она отказывалась, говоря, что у сына температура. Тогда он недвусмысленно намекнул, что скоро у Анны кончается трудовой договор. В 1979 году она была уволена, и больше ни в один театр ее не приняли.

Оставалась карьера в киноиндустрии. Но и тут нужны были связи, надо было быть вхожей в тусовку «своих».

Анне посчастливилось попасть на главную роль в картину «Я буду ждать…», предстояло сыграть роковую женщину, использовавшую влюбленного героя Николая Еременко-младшего ради мести мужу. Разгорелся роман с сердцеедом Еременко, но и тут история ничем не закончилась.

Ну не из того теста оказалась Анна: ее душа, ее характер были столь же интеллигентными, как ее внешняя оболочка. Пустись она во все эти связи, стань она «своей» в мире закулисья, и получила бы она гораздо больше ролей, предложений, перспектив…

Впоследствии артистка абсолютно не гордилась своим поведением, рассуждая, что во всем виноват ее детдомовский характер, а надо бы быть гибче. «Выстраивала свою жизнь сама, мне нужно было выжить в этой борьбе, за мной никто не стоял, не подсказывал, как надо себя вести.

Я слишком правильная. Из-за этой жажды справедливости и театр потеряла. Не нужно драться с режиссером, у которого к тебе какие-то чувства вспыхнули. Можно и словами все решить…»

Несмотря на то, что Твеленева так и не составила пару ни с кем из около-киношного мира, ее жизнь сложилась вполне счастливо. Может, и к лучшему, что так получилось: зато ее миновала участь Прокловой и многих-многих других, кто теперь шокирует публику нелицеприятными откровениями.

Известно, что в 70-х Твеленева все же вышла замуж за некоего Анатолия, в браке с которым родилась дочь Люба. Дочь, как и сын от первого брака, уже давно взрослая и занимается бизнесом.

В 90-х и 00-х она тоже снималась, но главных ролей не было. В общей сложности за все годы (с 1972 по 2017) фильмография насчитывает 64 проекта, учитывая короткометражки и эпизоды.

Актриса больше всего гордится даже не своими ролями, а тем, что смогла воспитать прекрасных детей, дала им все то, чего была сама лишена в детстве и юности.

Несмотря на возраст, она по-прежнему очень эффектно выглядит и остается все такой же красавицей, как и 40 лет назад.

Оцените статью
Отшивала всех высокопоставленных лиц и не вписывалась в роли колхозниц-передовиков и доярок: нетипичная советская актриса Анна Твеленева
Имре Кальман и Вера Макинская: любовь композитора и дочери русского офицера