Думаю, что за всю историю советского кино поклонники безумно любили, кроме Леонида Харитонова, ещё и изумительного Петра Алейникова. Возможно, кому-то покажется, что и к «Шурику» в лице Александра Демьяненко у народа были подобные чувства. И сильно ошибутся.
Да, после комедий Гайдая этого артиста знала вся страна, но поверьте, той искренней любви, какова была у людей к Леониду Харитонову, здесь не было и «в помине».
Кто-то скажет, а зачем сравнивать высокого, статного Василия Ланового с простоватым, обаятельным Леонидом Владимировичем. А вот мне интересно, как парень, которого легко было встретить в любом московском дворе, нравился зрителям гораздо больше невероятно красивого Василия. Кстати, эти чудесные актёры снялись в своём первом фильме, именно в 1954 году.
Но прославивших этих заметных юношей картины, вышли на экраны страны – «Солдат Иван Бровкин» в 1955 году, когда Леониду уже «стукнуло» 25, и «Павел Корчагин» 1956 года с 22-летним Василием.
В наше «прыткое» время весьма трудно оценить степень влюблённости зрителей после просмотра этих замечательных картин. Однако слава Харитонова, на мой взгляд, в те годы намного превышала естественную влюблённость впечатлительных барышень середины 50-х, в такого не реального красавца, коим предстал перед их глазами мужественный Корчагин.
Но вот Леонидом то восхищалась вся страна, а от симпатичного Василия в восторге были лишь многочисленные советские зрительницы.
Вот в чём, феномен любви к Харитонову и Алейникову? Просто их, до- и послевоенный народ, воспринимал, как своих парней. Здесь не было того поклонения, как, скажем, перед сыгравшем Чапаева, Борисом Бабочкиным. Или тем более, недоступным в своей исключительности, Василием Лановым.
Вот и далее, у Леонида «пошли» близкие простым людям картины: «Сын», «В добрый час», «Улица полна неожиданностей». Ну и в завершении «триумфа», «Иван Бровкин на целине», вышедшей на экраны в 1958 году.
А что Василий? Лишь 5 лет спустя, народ увидел неописуемого мужчину ирреальной красоты в фильме «Алые паруса», после чего стал воспринимать Ланового в качестве «небожителя». Конечно, в «Коллегах» и драме «Иду на грозу» актёр несколько изменил свой «звёздный» имидж. Однако, даже приблизиться к обожанию народом к тогдашнего Харитонова, ему было не суждено.
К тому же в 1961 году вышел «убойный» фильм «Человек-амфибия», мгновенно заставивший советских студенток избрать себе нового кумира – брутально-притягательного Владимира Коренева.
Тут и, начавший полнеть Леонид Харитонов, вскоре потерялся на фоне новых, пусть и довольно далёких от простых людей, молодых актёров. Помните, каким «объёмным», в традиционной кепке, он престал перед экзальтированной публикой в ленте 1979 года «Москва слезам не верит».
Даже не представляю, что творилось в груди «кумира 50-х», когда 48-летний Леонид Владимирович вновь услышал это звонкое — «Харитонов!».
А вот неувядающего Василия Ланового ждал главный триумф его жизни, идеальная роль Ивана Вараввы в славной картине 1971 года «Офицеры». Говорят, что прочитав сценарий, артист даже пытался отказаться от предложенного персонажа. Но к счастью, его уговорили.
Конечно, 37-летний Василий Семёнович блистательно справился с поставленной задачей. Так же как с ролью дворянина Ивана Петровича Берестова в чудесной «Барышне-крестьянке» 1995 года.
Играя настоящих русских «бодряков», Лановой просто неотразим. И всё же, той всенародной любви в 50-е, в отличие от рано «сошедшего с трона» великолепного Леонида Харитонова, у него никогда не было. Да и наверное, это было … и не к чему… .