20 апреля знаменитый актёр мог бы отметить своё 95-летие. Он появился на свет в селе Большие Салы Ростовской области в семье нахичеванского армянина и донской казачки. От отца ему досталась характерная фамилия — Луспекян, и лишь спустя много лет, с началом актёрской карьеры, Павел переиначил армянское окончание и превратился в Луспекаева.
В детстве он был настоящим хулиганом, постоянно ввязывался в драки, а однажды даже схлопотал раскалённой кочергой по лицу — страшное оружие распороло кожу всего в нескольких миллиметрах от глаза.
Окончив среднюю школу, Луспекаев выучился на слесаря в Луганском ремесленном училище. Но работать по специальности ему довелось не долго. Едва юноше исполнилось 16 лет, как он добровольцем отправился на фронт. В составе партизанской разведгруппы Луспекаев участвовал в нескольких спецоперациях, а в одном из боёв получил свою первую тяжёлую травму — разрывная пуля раздробила локтевой сустав.
Врачи настаивали на ампутации, но Павел невероятным усилием воли сумел выйти из обморочного состояния и заставил хирурга поклясться, что тот не дотронется до изувеченной руки. В результате травмированную конечность удалось спасти и полностью восстановить, что врачи считали не иначе как чудом.
Луспекаев вернулся в партизанские ряды, а вскоре отправился в разведывательный рейд. На протяжении четырёх часов он неподвижно лежал на снегу, в результате чего сильно обморозил ноги. С тех пор его преследовали постоянные проблемы с кровообращением — уже к 26 годам актёр страдал от атеросклероза сосудов ног.
После войны вчерашний партизан устроился в Луганский драматический театр, а вскоре понял, что без специального образования большим актёром не стать. Тогда он отправился покорять столичные вузы и вскоре пополнил ряды студентов Щепкинского училища. Педагоги особенно выделяли Луспекаева среди однокурсников, а по актёрскому мастерству он неизменно получал оценки «отлично». В стенах учебного заведения Луспекаев встретил свою первую и единственную супругу — с актрисой Инессой Кирилловой актёр прожил всю жизнь и воспитал дочь Ларису.
Получив диплом, Павел с семьёй немало поездил по стране. Сначала поступил в труппу Тбилисского театра, затем перебрался с женой и дочкой в Киев, а в конце концов обосновался в Ленинграде, где легендарный режиссёр Георгий Товстоногов предложил ему место в БДТ. Здесь Луспекаев исполнил много ярких ролей и покорил сердца театралов. Его сценическим талантом восхищался сам Лоренс Оливье, называвший советского коллегу «абсолютным гением с непроизносимой фамилией».
Дебют Павла Луспекаева в кино состоялся еще в середине 50-х — актёр сыграл Бориса в грузинской ленте «Они спустились с гор». Прорывной для него стала роль шофёра Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети». Однако за успех ему пришлось заплатить слишком высокую цену. На съёмках дала обострение старая болезнь. В результате Луспекаева экстренно госпитализировали и ампутировали фаланги пальцев на ногах.
Буквально за каждой яркой работой Павла Луспекаева в кино стояла история невероятного преодоления, силы воли и мужества. На съёмках картины «Республика ШКИД» актёр вновь оказался на больничной койке. На этот раз врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен, но Павел категорически запретил операцию. Когда боль стала невыносимой, Луспекаев пошёл на компромисс — согласился ампутировать все пальцы ног.
После этого актёра стали мучить фантомные боли, бороться с которыми ему пришлось с помощью сильнодействующего наркотического вещества пантопона. С каждым разом доза все увеличивалась и в какой-то момент стала критической. Тогда актёр твёрдо решил покончить с зависимостью: попросил жену принести мешок подсолнечных семечек и с их помощью пытался отвлечься от боли.
На помощь страдающему Луспекаеву пришла министр культуры Екатерина Фурцева: раздобыла за границей нужные лекарства и заказала из Франции специальные протезы, которые были созданы по эскизам, нарисованным самим актёром.
Однако болезнь ни на миг не позволяла Луспекаеву забыть о себе. Актёр передвигался на протезах, опираясь на трость, но всё равно продолжал активно работать в кино. На съёмках «Белого солнца пустыни» режиссёр предложил ему сниматься на костылях и даже был готов переписать сценарий. Но Луспекаев наотрез отказался и от костылей, и от дублёров.
На площадке его всюду сопровождала жена, подставлявшая мужу складной стул через каждые двадцать шагов. А однажды актёр даже явился на съёмочную площадку с ножевой раной над бровью, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной, так что кровь на его лице в эпизоде на баркасе была настоящей. Впечатлённый мужеством актёра, Владимир Мотыль сделал его героя одним из центральных персонажей фильма и даже изменил имя Верещагина с Александра, как было в сценарии, на Павла.
В «Белом солнце пустыни» Павел Луспекаев исполнил одну из своих последних ролей в кино. Через две недели после премьеры картины 42-летний актёр скончался от разрыва аневризмы аорты. Многие поклонники фильма сочли уход кумира символичным — ведь баркас, на котором погибает Верещагин, взрывался на счёт 42.