«Перебить сыновьям ноги», — велела королева

Королева была в ярости: как посмели ее сыновья ослушаться! Выступить против собственной матери с целым войском! Неблагодарных отпрысков следовало наказать…и жестоко! А будут ли они каяться в собственном поступке — на то воля божья.

В Париже в Люксембургском саду в тени вековых деревьев стоят статуи дам, оставивших значительный след в истории Франции. Немало среди них и провозглашенных святых, живших так давно, что элементы их биографии полустерты и дополнены самыми невероятными, а порой и противоречащими друг другу сказаниями.

Так, например, святая Батильда, которая была канонизирована за свои заслуги перед церковью, является главной героиней весьма устрашающей легенды о не самых гуманных методах воспитания непослушных детей…

Батильда родилась примерно в 631 году в Англии и происходила, по всей видимости, из весьма знатного англосаксонского рода. Однако статус не уберег девочку от страшной беды: когда она была ещё совсем крошечной, ее похитили пираты. Для них знатность рода маленькой пленницы не имела никакого значения, и вместе с другими девушками Батильду за гроши продали в рабство франкам.

Неизвестно, сколько хозяев сменила девочка, пока не попала в дом Эрхиноальда, майордома Нейстрии, где выполняла тяжелую работу служанки. По преданию, Батильда была столь мила и услужлива, что ее господин, который имел репутацию человека сердечного и душевного, проникся к ней искренней симпатией.

В замке майордома Батильда впервые повстречала своего будущего мужа, короля Нейстрии и Бургундии, Хлотаря II, который сразу влюбился в девушку до беспамятства и предложил ей выйти за него замуж. Отказаться Батильда, разумеется, не могла: к тому времени овдовевший Эрхиноальд тоже задумал на ней жениться, и выбор между пожилым майордомом и ровесником-королем был очевиден.

Впрочем, если забыть о высоком положении Хлотаря, женихом он был незавидным, да и королем никудышным. Единственное, что ему удавалось хорошо — это веселиться и пировать, прытко ударяя за прекрасными дамами, а также торжественно восседать на троне и гордо разъезжать по своим владениям, причем отнюдь не на белом коне.

К слову, он был первым известным франкским королем, который использовал для передвижений карету, а не ехал верхом…потому, предположительно, что в привычном состоянии вряд ли мог удержаться в седле. Вдобавок ко всему, к концу жизни Хлотаря стали мучить нервные припадки, судороги и кратковременные помутнения рассудка.

В не самом счастливом браке Батильда прожила около девяти лет и успела родить ему трех сыновей — будущих франкских королей Хлотаря III, Хильдерика II и Теодориха III — перед тем, как Хлотарь скончался. Должно быть, после его смерти Батильда смогла, наконец, вздохнуть спокойно. Теперь она, назначенная регентшей при малолетнем сыне Хлотаре III, могла устанавливать нужные порядки.

Начала Батильда с того, что запретила продавать рабов-христиан и отменила безжалостный подушный налог, который должны были выплачивать семьи за каждого рождённого ребенка (последнее приводило лишь к тому, что бедняки сами умерщвляли новорожденных детей, чтобы избежать поборов).

Также королева-мать помогала монастырям и церквям, отсылая весьма щедрые подношения, ведь сама она была невероятно набожна и благочестива.

Однако был в жизни Батильды один спорный момент: среди прочих религиозных учреждений королева особенно выделяла Жюмьежское аббатство, которое крайне солидно спонсировала. Пытаясь разгадать причину повышенного интереса к обители, народ, сопоставив обрывки самых разных слухов, создал очень странную легенду, впервые записанную в 12 веке.

Якобы в 660-х годах сыновья Батильды задумали выступить против нее, чтобы взять бразды правления в своих руки, избавившись от регентства матери. Старший брат, Хлотарь, подбил на бунт младшего, Хильперика, и, собрав небольшое войско, выступил против армии Батильды.

Правда, численное преимущество оказалось не на их стороне: войско братьев было разбито, а сами они — захвачены в плен. Чтобы наказать мятежных сыновей, королева велела «перебить им ноги» (в другой версии — пережечь сухожилия), а затем погрузить отпрысков в лодку, которая была отправлена вниз по течению Сены.

Через некоторое время искалеченных юношей прибило к берегу возле Жюмьежского аббатства, где их приметил основатель обители Филибер. Там братья и остались. Позже Батильда, узнав о том, в каком месте нашли приют ее сыновья, щедро поддерживала аббатство, расширив его владения.

Позже она примирилась и с детьми, которые, впрочем, решили ко двору не возвращаться и провести оставшиеся дни в служении Богу.

Скорее всего, эта легенда является не более чем вымыслом, ведь сыновья королевы правили франками, а не доживали жизнь в монастыре. О том, в каких отношениях Батильда состояла со своими подросшими отпрысками, сейчас судить сложно. Единственное, что нам известно об окончании регентства Батильды, так это то, что политические интриги привели ее к высылке подальше от двора.

Едва Хлотарь достиг совершеннолетия, как предпочел избавиться от опеки матери. Считается, что Батильда удалилась в Шелльский монастырь, где жила до самой своей смерти в 680 году.

Оцените статью