Первая жена главного советского кинодела: Ада Войцик и ее психологический стержень

Ей выпала сомнительная честь стать первой женой Ивана Пырьева – супермачо крестьянского происхождения, человека очень талантливого и обласканного властями, но в то же время самодура и нарцисса.

С одной стороны, стать женой режиссера для актрисы – это равносильно тому, чтобы вытащить туза из колоды. Тем более, в середине прошлого века. Нет, безусловно, Советы продвигали феминизм и с женщин убрали штамп ничего не значащей без мужа приживалки.

Но штамп этот был очень живуч, и даже сегодня, спустя сто лет после революции, все равно не изжит штамп женской бесполезности в отрыве от мужчины.

Ада Войцик была коренной москвичкой, образованной женщиной, умницей и – на мой взгляд – пусть и не классической, но все же красавицей. У нее была холодная внешность, такой красотой обычно красивы полячки и немки. Острый носик, тонкие губы, серьезное выражение лица от природы и строгий блеск глаз.

Итак, Ада была вполне себе советская девушка, дочь заводского кузнеца. В 18 лет она с первой попытки поступила во ВГИК. К моменту окончания института уже снималась в кино.

1927 год стал для нее удачным: Ада сыграла главную роль в фильме Якова Протозанова «Сорок первый», а еще вышла замуж за начинающего кинематографиста Ивана Пырьева.

Пырьев был удивительной личностью. Родители его были крестьянами из Томской губернии, и с его происхождением вообще не шло и речи о столицах-роскоши-кино-власти и прочих атрибутах избранности. Но Иван родился под счастливой звездой, которая словно бы вела его всю жизнь к успеху.

Ване было три года, когда отца убили в драке, и мальчик остался на попечении деда-старообрядца Осипа Комогорова, с пяти лет начал работать пастухом. Став подростком, Ваня подрабатывал в лавках, продавал газеты и папиросы в поездах. Одним днем 15-летний Иван сел в воинский эшелон и отправился на фронт.

В Первой мировой войне он отличился большой храбростью в разведке, был удостоен награды. Во время Гражданской войны юноша перешел на сторону Красной армии. Вернувшись после войны в столицу, он поступил на режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской Мейерхольда.

Мы видим, что Иван Пырьев с юности был человеком горячим, решительным, смелым – на грани с безрассудностью. Импульсивным, готовым на все – вплоть до смерти – ради своей цели.

Да, такие люди добиваются своего.

Вот только как муж он оказался… мягко говоря, не очень хорош.

И вот, такой импульсивный, смелый и во всех отношениях «крутой» молодой человек видит Войцик в кино.

Он влюбился в нее, даже не видя «в живую», только лишь экранный образ вдохновил его на то, чтобы в тот же вечер найти общих знакомых в Москве. Начал активно ухаживать; водил по ресторанам; рассказывал о своих кинематографических планах. Ада растаяла и быстро поддалась напору.

Заключили брак. В 1931 году у пары родился сын Эрик.

Пырьев снял жену в фильмах «Конвейер смерти» (1933) и «Партийный билет» (1936). Первый прошел незамеченным, второй был встречен публикой вяло.

Расстроенный недостаточными овациями, разочарованный во всем творец отправился в Киев – там он приступил к съемкам нового проекта. Именно там, на той съемочной площадке, он и познакомился с начинающей актрисой Мариной Ладыниной, которая стала его новой музой.

А Ада?… Иван просто мигом охладел к ней, стал равнодушен. Все его мысли теперь занимала Марина. История жизненная и банальная, но все равно мне всегда обидно за наших женщин.

Когда муж ее бросил, Войцик впала в настоящую депрессию. Она не искала себе нового мужа, хотя была еще в принципе молода и имела доступ к средствам ухода за собой, ее приглашали на кинопробы и давали работу. Ее перестала радовать повседневность.

В этом депрессивном состоянии Ада пыталась свести счеты с жизнью, но ее вовремя остановили. Она оказалась пророком, сказав Ладыниной: «В один прекрасный день он отбросит Вас, как меня».

Так и случилось, ни одна женщина так и не смогла изменить сущность Пырьева. Он бросал всех своих женщин, когда на горизонте появлялась очередная муза.

Общий сын Пырьева и Войцик – Эрик – пустился по кинематографической дорожке, но далеко не продвинулся. Он выпустил лишь одну полнометражную документалку. Парень имел слабое сердце, еще и попивать начал. Скончался в возрасте 39 лет.

Ада Войцик пережила и Пырьева, и сына. На старости лет ей пришлось поднимать внучку, ибо жена Эрика повесилась, оставив девочку сиротой.

Надо отдать ей должное: Ада Игнатьевна в своей жизни не опустилась до низменных пороков, не стала спиваться, не стала пытаться отравлять жизнь бывшего мужа. Просто с тихим достоинством несла свою обиду сквозь будни, пытаясь жить эту жизнь, как умела.

Последние 12 лет оказались для нее самыми тяжелыми: после ухода сына она потеряла смысл в жизни, полностью замкнулась в себе, перестала сниматься в кино и практически ни с кем не общалась. В 1982 г. Ада Войцик ушла из жизни в возрасте 77 лет.

Оцените статью
Первая жена главного советского кинодела: Ада Войцик и ее психологический стержень
Чем отвергнутый Булат Окуджава ответил актрисе Жанне Болотовой