Почти два года назад не стало Виктора Коклюшкина. Помню, как он впервые появился в эфире ТВ. Его выход на сцену был объявлен очень громко: «Такого еще не было», «впервые на сцене», «автор монологов «Алё, Люся!», «он очень волнуется»…
Помню, удивилась тогда: почему такой приятный, симпатичный человек, с такой спокойной, интеллигентной, нейтральной манерой подачи текста (от чего он кажется гораздо смешнее) раньше-то на сцену не вышел?
Я бы предпочла слушать вот такого юмориста, который вместо ужимок и кривляний после каждой шутки лишь вопросительно замолкает, с надеждой глядя в зал…
Впервые Виктор Коклюшкин вышел на сцену в 38 лет. До этого мы почти ничего не слышали о нем. О Викторе Коклюшкине можно с уверенностью сказать, что он человек второй половины жизни.
Первая была не очень яркой и довольно сложной: Виктору пришлось пережить развод, лечиться от алкоголизма, сменить множество профессий. Но в итоге он добился всего, о чем можно мечтать: создал крепкую семью, приобрел широкую известность, избавился от зависимости.
Известно, что Виктор Михайлович родился в 1945 году в семье рабочих. В 15 лет он устроился на завод слесарем, чтобы не сидеть на шее у родителей. А по вечерам учился в школе рабочей молодежи.
Сам Коклюшкин признавался, что поначалу чувствовал, что его работа нужна людям и трудился с удовольствием – ему нравились старшие товарищи, приятно было тратить свои первые деньги и сознавать, что заработал их сам честным трудом. Все изменилось, когда Коклюшкин вернулся из армии.
К тому времени молодой человек понял, что работа на заводе его больше не устраивает. К тому же, у него появилась любимая женщина, которую Виктору хотелось хорошо обеспечивать.
Еще во время прохождения воинской службы Виктор влюбился в молодую красивую эстонку Любовь Эпп. Она была очень привлекательной, прекрасно танцевала, словом, принадлежала именно к тому типу девушек, что кружат головы восторженным юношам.
Любовь приехала к Виктору в Москву, познакомилась с его родителями. И вскоре пара поженилась.
Виктор сменил множество профессий: разнорабочего, коменданта в военкомате, корректора, инженера по охране и реставрации памятников истории и культуры Московской области. Параллельно поступил на высшие театральные курсы ГИТИСа, где получил диплом эстрадного драматурга.
Но больше всего Виктора Михайловича привлекала работа с текстом. Здесь он преображался – был необычайно остроумен, находчив, замечал тончайшие детали, над которыми умел по-доброму посмеяться.
Вскоре этот его талант – умение во всем видеть смешное — начал приносить доход, Коклюшкина с удовольствием печатали и даже переводили: в Польше, Венгрии, Чехославакии, Германии, Болгарии его рассказы знали и любили. Он получал неплохие гонорары в редакциях советских газет и журналов.
Словом, парень шел к успеху… И Вот, когда жизнь перешла в стадию материальной стабильности, семейная жизнь пошла прахом.
Спустя более 10 лет брака супруга вызвала Кокюшкина на серьезный разговор. Она призналась, что полюбила другого. Коклюшкин был убит. Его устраивала семейная жизнь.
Он любил супругу и дочь Эльгу, чувствовал себя реализованным. Конечно, заявление жены выбило почву из-под ног писателя. Расстроенный Коклюшкин предложил Любови уйти, оставив дочь с ним.
«Но ей некуда было идти. Помурыжились, пришлось мне в итоге собрать вещи. Потом, конечно, были разговоры на повышенных тонах. В той квартире осталась моя мама, помогала растить дочку.
По-моему, новый мужчина туда не пришел, но я уже не лез в чужую жизнь. Раз тебя не любят, что же тут поделать?», — рассказывал позже Коклюшкин.
Автор юмористических монологов хорохорился, но ему пришлось нелегко. Виктор впал в депрессию, начал прикладываться к бутылке. Все могло бы закончиться для автора незабываемых монологов «Автоответчик» и «Гербалайф» очень плохо, но в дело вмешалась любовь.
Виктора спасла его новая возлюбленная Ольга Злотник. Ольга была киноведом, критиком, занималась литературным трудом (печаталась под псевдонимом Эльга Злотник).
Возможно, Коклюшкина тронуло то, что псевдоним Злотник созвучен имени его дочери, возможно, эрудиция женщины (у нее два высших образования), возможно, родство душ – в конце концов, они оба были литераторами и легко понимали друг друга… В любом случае, их встреча была – к счастью. Супруги прожили вместе 35 долгих лет.
Друзья писателя говорили, что вторая жена держала его в ежовых рукавицах, лишив Коклюшкина возможности видеться со старыми приятелями. Так же жестко она разобралась с его зависимостью.
«Вторая жена сказала: «Если будешь так «справляться», все закончится быстро». Я понял, что задача поставлена, и начал лечиться. Было такое место в Москве рядом с Петровским пассажем, где записываешься под псевдонимом.
Я сказал: «Пишите: «Герой». Ходил туда в неделю четыре раза на уколы, воспрял, помолодел, выздоровел», — вспоминал Коклюшкин.
Писателю, благодаря Ольге, удалось побороть болезнь и расправить крылья. В семье родился сын Ян. Коклюшкин обретал все большую известность, начал сотрудничать с телевидением. Жизнь, определенно, повернулась к нему светлой стороной.
Он писал монологи для известных юмористов (Клары Новиковой, Шифрина, Петросяна), а когда Виктор Михайлович сам стал выступать на сцене, его начали узнавать на улицах.
Зрители относились к нему с любовью – монологи, исполненные самоиронии, которые Коклюшкин читал со сцены, делали его близким и понятным зрителю. Образ наивного недотепы-интеллигента, который легко расписывается в своих недостатках, был приятен и легко читаем – в нем многие узнавали самих себя.
Тем временем подрос сын Ян, он стал художником-оформителем. Дочь Эльга, с которой Коклюшкин никогда не прерывал связь, выросла в красивую молодую женщину, она некоторое время работала моделью, снималась в клипах звезд музыки.
Однажды на съемках группы «Крематорий» она встретила Владимира Соловьева. Эльга стала третьей женой известного телеведущего, родила от него пятерых детей. Соответственно, Виктор Коклюшкин стал дедушкой пятерых внуков.
«Я редкий гость у них, — признавался сатирик. — Если бы жили через дорогу — был бы частым, но у детей четкий план, куча занятий. А передачи Соловьева я, если честно, не смотрю, ведь не занимаюсь политикой.
Я слежу только, не напряженное ли у него лицо: единственное, что меня волнует, это не поругались ли они с женой. Вот такой я дурак, как-то хочется, чтоб у всех все было хорошо».
Незадолго до смерти Виктор Коклюшкин со свойственной юмористу прямотой высказался о новой супруге Евгения Петросяна.
«Не подходит она ему. С Еленой Степаненко они с 1975 года бок о бок работали, на эстраде рядом должен быть надежный товарищ. Это то же самое, что в парном фигурном катании, если вдруг спортсмен вместо своей партнерши, олимпийской чемпионки, возьмет в пару обычную симпатичную девушку, — он не сможет работать».
Слова Виктора Михайловича спровоцировали скандал между давними знакомыми. Петросян посчитал, что честь его возлюбленной была задета и подал суд на коллегу.
Коклюшкин ответил, что судебные разбирательства тревожат его в последнюю очередь, потому что он никого не оскорбил. Его слова — лишь сожаление о том, что распалась не только семейная пара, но и крепкий творческий союз, который вместе достигал больших высот.
Знакомые говорили, что в последние годы Коклюшкин жил замкнуто. Мало общался с друзьями. Кроме того, его часто беспокоило сердце. И однажды оно не выдержало. Юморист скончался в 75 лет от острой сердечной недостаточности. А мы, не смотря на печаль, все равно вспоминаем о нем с улыбкой. Потому что смешно же…
- Товарищи! За последнее время мы добились так много, что многие уже мало что понимают.
- И если слезы очищают душу, то хороший смех – ее кормит!
- Зачем нам плановые маневры, если у нас незапланированные каждую неделю?
- Начинается новый телевизионный сезон, и опять нет передачи «Кто хочет стать честным?». Или все хотят стать миллионерами, а честными — никто? Найти! Пригласить в студию. В «Миллионере» за каждый правильный ответ дают деньги, а здесь за каждый честный — оплеуху. Чтоб как в жизни. Рейтинг будет — выше некуда.