Пустой кошелёк лежал перед ней распахнутым. Всё, что запланировала, пришлось отменить. Так было уже не раз, но у неё оставалась робкая надежда на перемены. Однако пришло новое первое число, и опять всё сложилось, как прежде. Художник Николай Кошелев описал семейную сцену, которую и ему приходилось наблюдать – муж получил зарплату, и тут же всё потратил.
Во второй половине девятнадцатого века художественный вкус публики поменялся. Возник настоящий интерес к описанию быта, к сценам из семейной жизни, к тому, что окружало человека каждый день. Заказчики больше не хотели видеть помпезных полотен с античными героями. Пейзажи, бытовые зарисовки пользовались куда большим успехом.
Николай Кошелев знал о простых русских людях намного больше, чем иные Академики от живописи. Он был сыном крепостного, лично видел бедность и отчаяние, поэтому, когда ему удалось попасть в Императорскую Академию в Петербурге, о сюжетах для полотен не задумывался. Образы давно сложились в его голове в целостные замыслы. Оставалось только воплотить их в жизнь. В 1862 году он написал картину «Первое число, сцена из чиновничьего быта», за что сразу был отмечен Малой серебряной медалью. А было ему в ту пору только двадцать два года!
Картину оценили не только за мастерское исполнение, но и за удивительно точно подмеченный сюжет. Казалось бы, такой простой! Вот семья бедного чиновника, в тесной квартирке, буквально заставленной мебелью. Диван, колыбель, стол и даже дамский столик ютятся, тесно прижавшись друг к другу. Очевидно, что там едва ли больше двух комнат, на более просторные апартаменты у главы семьи нет денег.
Муж, человек средних лет, крепко спит на диване. Судя по его небрежному виду, заснул он моментально, а до этого… до этого, очевидно, он много, где успел побывать. Потому что перед его молодой и печальной женой лежит абсолютно пустой кошелёк.
Женщина явно младше супруга. Она в простом домашнем платье присела возле колыбели и задумалась. О чем? Вероятно, представляя, что ждет их дальше. И мысли эти совсем не весёлые. Название картины говорит само за себя: «Первое число, сцена из чиновничьего быта». Первого числа (в изначальном варианте название звучало как «Двадцатое число») выдавали жалованье. А теперь от него ничего не осталось. «Он всё потратил», — мысленно повторяет про себя женщина, не понимая, как можно так поступить.
Попавшим в такое положение приходилось туго. Если жилье снимали, то приходилось или просить подождать с оплатой, или искать другой дом. Решить самостоятельно этот вопрос женщине с ребёнком было практически нереально. Оставалось надеяться на родных – вдруг они помогут? Или, в конце концов, заберут к себе? Разводы в середине XIX столетия всё ещё были редкими и добивались их сложно (вспомним «Анну Каренину»), но разъезжаться и жить отдельно многие уже начали.
Картину Кошелева широко обсуждали. Надо же, приметил такое! В этом и был главный талант художника – увидеть то, мимо чего другие просто равнодушно проходили. Кстати, сам автор полотна тогда жил очень скромно, и вполне мог оказаться соседом такого вот легкомысленного чиновника, которого изобразил на картине.
Но с 1863 года дела Кошелева стали улучшаться. У него купили несколько работ, затем он вступил в артель художников, возглавляемую Крамским, получил заказ на иллюстрирование «Русской истории в картинах», а позже трудился над росписью Храма Христа Спасителя. С 1878 года он стал профессором Академии художеств. Сын крепостного сделал прекрасную карьеру!
Он написал еще множество работ, преподавал, а затем воплотил свою давнюю мечту – совершил длительную поездку по европейским городам, чтобы лично увидеть полотна великих мастеров, о которых прежде только слышал. В 1880-е он написал портрет императрицы Марии Федоровны, который очень высоко оценили за доброту и теплоту, которые художнику удалось передать. Это был не парадный портрет, а скорее домашний, для близких.
Художника Николая Кошелева не стало 23 октября 1918 года в Петрограде. Большая часть его работ хранится в Государственном Русском музее и в Третьяковской галерее.