Плоская — значит, красивая

Десятилетней девочке было трудно дышать, но ей все равно накладывали широкие повязки выше пояса. Красота здесь достигалась только через боль. Тугие бинты должны были сдержать естественное развитие ребенка.

А все потому, что для знатного господина внешность его жены была важнее ума и образованности. На протяжении столетий в Китае считали: плоская – значит, красивая. И пытались достичь идеала любой ценой.

Совершенную женщину сравнивали с цветком или птичкой: маленькая, хрупкая, беззащитная и нежная. Ее движения должны были оставаться плавными и осторожными, речь – певучей, смех уподобляли крошечным серебряным колокольчикам. Считалось, что настоящая красавица на протяжении всей жизни будет такой же грациозной и даже угловатой, словно подросток.

Девушек высокого роста не брали замуж. Аристократка или та, что хотела попасть в «высший круг» должна была выглядеть нежной лилией, а не рослым подсолнухом. Дамы пышного телосложения тоже не «котировались». Красавица должна была манить, оставаться неразгаданной тайной, быть похожей на дуновение ветерка… Поэтично? Конечно! И очень больно.

Все потому, что красоту китаянкам приходилось «лепить» через постоянное преодоление. Как только девочке исполнялось десять лет (иногда это делали чуть позднее, все зависело от индивидуальных особенностей), ей начинали туго бинтовать верхнюю часть тела – от подмышек до талии. Повязку следовало носить днем и ночью, с перерывами на омовение.

Это делалось, чтобы избежать той самой «пышности», допустимой только у селянок. Если семья была знатной и планировала породниться с представителем такого же знатного рода, она обязывалась предоставить мужу идеальную жену. В точном соответствии со всеми канонами красоты.

Ее лицо как солнце утром ранним

Оно восхищает и манит

И вновь, и вновь

С упорством и стараньем

Несут ей свахи

Ткани и нефрит.

Цао Чжи (192-232)

Девушки с бинтами не могли быстро бегать или даже быстро ходить – перехватывало дыхание. Но зато достигалась та самая «полузрелость», которую так любили и превозносили в Китае. Если у молодой красавицы навек останется внешность подростка – так это замечательно. Плоская – значит, красивая!

Это называли «гармонией прямых линий». Прямой нос, узкое лицо, узкие тонкие пальцы и весь силуэт – словно выпрямленный. Девушки учились ходить, плавно покачиваясь из стороны в сторону, потому что это считали притягательным.

Они носили бинты выше пояса, на которые сверху надевался тугой жилет. Стягивание иногда приводило к нехорошим деформациям, с последствиями для здоровья, но оно все равно практиковалось.

В пятнадцатом веке произошло небольшое отступление от канона – художники стали писать портреты дам как раз «рубенсовской» красоты. На короткое время они стали популярными, но… уже в XVI столетии все вернулось на круги своя.

Только в 1919 году женская ассоциация Вэндьжоу выступила против бинтования. Тогда вовсю распространялись европейские журналы, в которых женщины представали в невиданном для Китае облике – в свободных платьях, с короткой стрижкой и явно без малейших признаков «утягивания».

Европейки отказывались от корсетов, китаянки – от бинтов. Самые смелые из них начали делать прическу «боб», по моде.

Но если в крупных городах нововведения приживались быстрее и проще, то в глубинке еще долго следовали прежним традициям. Даже в начале 50-х годов прошлого века в некоторых провинциях идеалом красоты считали тот, что и в пятнадцатом столетии: плоскую женщину с крошечными ступнями.

Оцените статью