Почему друзья Есенина обвиняли в его смерти Айседору Дункан

Помните, в романе Бориса Васильева «Завтра была война» старшеклассница приносит томик стихов Есенина, «запрещенного» на тот момент поэта.

— А, Есенин — это упаднический поэт, он воспевает кабаки, тоску и уныние.
— Да пусть себе упаднический-разупаднический, зато это изумительные стихи, да, просто изумительные.

После множества изданий в 20-х годах, вдруг через несколько лет после смерти поэта наступило затишье.

Практически до конца 50-х годов его книг было не достать, в народе ходили кое-какие обрывки из его хулиганских стихов, или переписанные от руки тетради с стихами, либо редкие издания небольшим тиражом, но по-большому счету упоминание о нем в разговоре сопровождалось какой-то неловкостью, потому что власти не одобряли такую поэзию.

И вдруг в 1955 году большим тиражом вышел его однотомник, через несколько лет еще. Его поэзия ворвалась на книжные полки и в библиотеки вместе с оттепелью. А в 60-х -70-х, вероятно, появился Есенин даже в школьной программе.

Правда, биографию его немного причесали, выбросив или попросту опустив самые сложные и драматичные жизненные коллизии. По мнению многих западных исследователей, в СССР был фактически культ этого поэта. Помните, у многих в квартирах висели его портреты, выполненные в той или иной художественной технике.

А с началом 90-х годов общественность даже засомневалась, на самом ли деле его жизнь закончилась в результате самоубийства. Дискуссия была настолько широкой, что Институт мировой литературы при Российской Академии наук привлек судмедэкспертов для исследования посмертных документов.

В итоге заключения патологоанатомов, которые производили вскрытие, были признаны компетентными и версия убийства была названа несостоятельной и надуманной. Но тем не менее причины трагедии поэта до сих пор остаются весьма интригующими.

Интересно, что некоторые его друзья связали его самоубийство с весьма неудачной женитьбой на Айседоре Дункан.

«Несмотря на все мое глубокое уважение Айседоры Дункан, я убеждён, что его поездка с ней за границу стала роковой для Есенина»

Рюрик Ивнев, поэт-имажинист

К моменту ее знакомства с Есениным Айседоре исполнилось уже 44 года, ему было всего 25.

Великая танцовщица к тому моменту сама уже практически не танцевала, кроме того она пережила трагическую гибель своих детей. Ее малолетние дочь и сын погибли, когда автомобиль, в котором они ехали с няней, опрокинулся и утонул в Сене.

Оба ребенка были рождены вне брака. Она попыталась забеременеть еще раз, но и этот малыш умер вскоре после рождения.

*

Айседора была разочарована буржуазным миром Западной Европы и Америки, она жаждала видеть эмансипированных женщин, Она легко попирала культурные и социальные правила.

Ее танец не походил на классический балет. Она танцевала в легкой полупрозрачной тунике, без всяких пуант, босая. Чаще всего ее танцы вдохновлялись древнегреческими темами, и она предполагала, что повторяет движения, которые изображались на фресках, амфорах и барельефах.

Насколько это так, судить сложно, ведь до нас не дошла древнегреческая хореография. Но язык ее танцев не был разнообразным и искусным. В большой степени имела значение ее экспрессия, был некий эффект новизны, и ее искусство поддерживалось исключительно ее харизмой.

*

Можно сказать, что танцы Айседоры давали больше впечатления и радости самой исполнительнице, нежели зрителям. Не зря столь успешны были именно танцевальные школы, где она учила женщин раскрепощаться. Характер ее танцев можно увидеть по следующему видеофрагменту, где танцуют ее ученицы.

К началу 20-х годов она почти прекратила свою гастрольную деятельность и нуждалась в деньгах. Она первой написала Луначарскому о желании работать в новой советской республике и приняла приглашение с большим вдохновением.

Ей казалось, что здесь наконец-то сбудутся ее мечты о настоящей школе нового свободного танца. Ей дали особняк на Пречистенке. Любопытно, что в этом доме когда-то жила балерина Александра Балашова, которая эмигрировала из России в Париж и приобрела там бывший дом Айседоры Дункан.

Она была уже очень немолода, раздалась и отяжелела. От «божественной босоножки», «ожившей статуи» — осталось мало. Танцевать Дункан уже почти не могла. Но это ничуть не мешало ей наслаждаться овациями битком набитого московского Большого театра. Айседора Дункан, шумно дыша, выбегала на сцену с красным флагом в руке.

Для тех, кто видел прежнюю Дункан,— зрелище было довольно грустное. Но все-таки она была Айседорой, мировой знаменитостью, и, главное, танцевала в еще не избалованной знатными иностранцами «красной столице».

И вдобавок танцевала с красным флагом! Восторженные аплодисменты не прекращались. Сам Ленин, окруженный членами Совнаркома, из царской ложи подавал к ним сигнал.

Георгий Иванов, поэт.

Знакомство Есенина с Айседорой Дункан современники описывают по разному, кто-то рассказывает романтическую историю, когда Есенин лежал в ногах божественной Айседоры, а она гладила его по «золотой» голове, кто-то описывает подробности некрасивой, но очень драматичной сцены.

Дункан подошла к Есенину своей «скользящей» походкой и. недолго думая, обняла его и поцеловала в губы. Она не сомневалась, что ее поцелуй осчастливит этого «скромного простачка». Но Есенина, уже успевшего напиться, поцелуй Айседоры привел в ярость.

Он оттолкнул ее — «Отстань, стерва!» Не понимая, она поцеловала Есенина еще крепче. Тогда он, размахнувшись, дал мировой знаменитости звонкую пощечину. Айседора ахнула и в голос, как деревенская баба, зарыдала.

Сразу протрезвившийся Есенин бросился целовать ей руки, утешать, просить прощения. Так началась их любовь.

Георгий Иванов, поэт

Как считают многие друзья поэта, этот изматывающий сердце и душу роман и станет шагом к трагедии Есенина.

«С Есениным, Мариенгофом, Шершеневичем и Кусиковым я часто проводил оргийные ночи в особняке Дункан, ставшем штаб-квартирой имажинизма… Дункан пленилась Есениным, что совершенно естественно… Роман был ураганный и столь же короткий, как и коммунистический идеализм Дункан»

Юрий Анненков, художник

Кинохроника запечатлела Дункан и Есенина во время заграничной поездки, в которую они отправились, чтобы поправить ее дела. Танцовщицу звали на гастроли, в Америке умерла ее мать, в-общем, нужно было выехать из России. А чтобы соблюсти все формальности, они расписались, а Дункан стала советской гражданкой. Правда, поездка добавила разочарований поэту.

Для Есенина было грубым потрясением узнать, что в Западной Европе и Америке он был всего лишь мальчишеским мужем знаменитой танцовщицы и что его стихи были неизвестны за пределами России.

Его негодование привело к пьянству, диким дракам с крушением мебели в отелях от Парижа до Чикаго, а также к неоднократным, широко разрекламированным избиениям его стареющей, полноватой и обожаемой жены (их роман начался, когда пьяный Есенин ударил Дункана на вечеринке после одного из ее Московских концертов,

пробуждающие в ней неожиданные мазохистские наклонности и пробуждающие в ней аппетит к тому, что она называла «русской любовью», слишком часто выражавшейся в черных кругах под глазами, которые ей приходилось прикрывать макияжем и вуалью)

Саймон Карлинский, The New-York Times

Впрочем, как окажется позже, уже после смерти Есенина, Дункан много пила, и по утверждениям ее биографа, писателя Сьюэлла Стоукса, демонстрировала экстравагантное своенравие. Изданные в 70-х годах воспоминания жены Скота Фицджеральда упоминают, что однажды пара пересеклась с Айседорой в кафе.

 «Айседора Дункан устраивала одну из своих последних вечеринок за соседним столиком. Она стала слишком старой и толстой, чтобы заботиться о том, примут ли люди ее теории жизни и искусства, и она галантно опрокидывала теплое шампанское за забвение мира».

*

*

Многие исследователи говорят, что брак Сергея Есенина и Айседоры Дункан был союзом двух гениев, но надо понимать, что он совершенно опустошил их обоих. Считается, что в это время пристрастие к алкоголю совсем выйдет и под контроля. Поводы выпить будут и из-за постоянных размолвок и недопонимания. Через два года после возвращения из-за границы Сергей Есенин полезет в петлю.

Через год после его смерти в 1926 году близкий друг Есенина Анатолий Мариенгоф, которого с поэтом связывала, скорее всего, не только дружба, напишет книгу «Роман без вранья», где отразит события в его жизни.

«Айседора сказала: «Он обвинил меня в смерти Есенина». Так ли это? Я думал, что прямо в своей книге этого не сказал. Но было ли это мое мнение? Да, так оно и было. И я думаю так до сих пор. Это все очень и очень сложно…»

Анатолий Мариенгоф

Любопытно, что в романе есть фрагмент, где Мариенгоф описывает, как Айседора танцует с шарфом:

Апаш — Изадора Дункан. Женщина — шарф.

Страшный и прекрасный танец.

Узкое и розовое тело шарфа извивается в ее руках. Она ломает ему хребет, беспокойными пальцами сдавливает горло. Беспощадно и трагически свисает круглая шелковая голова ткани.

Дункан кончила танец, распластав на ковре судорожно вытянувшийся труп своего призрачного партнера.

Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней.

И все-таки он был только — партнером, похожим на тот кусок розовой материи — безвольный и трагический.

Она танцевала.

Она вела танец.

Не пройдет и двух лет после гибели Есенина 14 сентября 1927 года Айседора Дункан погибнет из-за того, что ее развевающийся длинный шарф запутается в колесе автомобиля.

Оцените статью
Почему друзья Есенина обвиняли в его смерти Айседору Дункан
Художник Константин Васильев. Непризнанный при жизни