Ещё в институте 20-летнюю Элину Быстрицкую прозвали “Снежной королевой”. Бескомпромиссная, строгая девушка с утра до вечера грызла науки. И студенческие тусовки обходила стороной. Обособленность “королевы” сокурсников невероятно раздражала. И потому, когда на злую шутку однокашника, она ответила оплеухой, сочувствовать ей не стали. Наоборот, “вину” раздули до гигантских размеров. И попытались исключить из комсомола.
А потом в стране началась «борьба с космополитизмом. И “товарищи-студенты вдруг стали пересаживаться за другие парты, открыто игнорируя. И опять потребовали позорного исключения. Но дочь военного врача умела держать удар. И заявила, мол, кукиш вам. Билет не отдаст. Даже если её “порежут на ленточки”. Ведь документ ей выдали на фронте в передвижном госпитале в Сталино, где она трудилась и санитаркой, и лаборантом.
И неизвестно чем бы закончилось это противостояние, если бы на защиту талантливой студентки не встал руководитель курса. Дело замяли. Но “как оно бывает” Быстрицкая помнила всю жизнь.
Она и сама страдала от своего крутого нрава. Особенно в молодости. На последнем курсе Элина собиралась замуж. За полгода до свадьбы Кирилл Лавров привёл девушку домой знакомить с родителями. Его отец Юрий Лавров замечательный актёр и человек, был очень дружен с сыном. И будущую невестку встретил радушно.
Чтобы снять ощущение неловкости первой встречи, в тот вечер он много шутил. Элина почему-то решила, что юмор Лаврова-старшего не стоит её улыбки. И сидела за столом с каменным лицом. Проводив гостью, Юрий Лавров дал сыну совет…В итоге Кирилл выбрал другую…В течение жизни Лавров и Быстрицкая часто сталкивались на культурных мероприятиях. Она его не замечала…И простила, только когда обоим было уже за 70…
Для неё не существовало непререкаемых авторитетов. Возможно, поэтому отношения актрисы со звёздами экрана порой складывались непросто.
В 1951 начинающая актриса снималась в драме «Тарас Шевченко». В массовке. Главная роль досталась знаменитому тогда уже на весь СССР Сергею Бондарчуку. Они схлестнулись в перерыве между дублями. Ходили слухи, что Сергей Фёдорович пытался приударить за актрисой, но нарвался на жёсткий отказ. По другой версии, Бондарчук посчитал актрису бездарной, о чём не преминул ей высказать.
Спустя четыре года они снова встретились на съёмках “Неоконченной повести». И опять бесконечно ругались…Но прекрасно смотрелись в кадре. А потому режиссёр Фридрих Эрмлер даже не помышлял о замене кого-либо. Конфликтующих развели по разным углам и сняли по отдельности. А совместные сцены, актёры отыграли с первого дубля . В итоге получилась пронзительная история любви.
Элина Авраамовна так и не раскрыла причину конфликта. Заметив лишь в своих воспоминаниях:
У меня не сложились с ним отношения. К сожалению, это отразилось потом на моей жизни. И даже сегодня, когда я сталкиваюсь с людьми, которые работали с Сергеем Фёдоровичем, с его поклонниками, родственниками и друзьями, чувствую их отрицательную энергию по отношению ко мне… Наша интуитивная неприязнь, так бывает, никак не сказалась на фильме, зрители ее не только не заметили – они восхищались чистотой взаимоотношений героя и героини…
В 1960-м режиссер Григорий Александров приступил к съемкам комедии “Русский сувенир”. И позвал на роль графини-шпионки Быстрицкую. Ох, как не желала Любовь Петровна видеть ее в этой роли. Что ж, её можно понять. 58-летняя прима играла… девушку. А Элина была слишком красива. И вдобавок моложе на 26 лет.
В кадре разница в возрасте была заметна невооруженным глазом. Но ни домашние скандалы, ни ласковые уговоры мужа ни к чему не привели. В результате Орлова отказалась работать с Быстрицкой на одной площадке. Актрис снимали врозь. И опять на помощь пришёл монтаж.
Увы! Большие надежды Александрова вернуться с помпой в большое кино не сбылись. Фильм получился откровенно «пластмассовым». Всё в нём было надумано… И зрители остались равнодушны. Ленту быстро сняли с проката и положили пылиться на полку “Мосфильма”.
С годами Элина Авраамовна стала мудрее. Многое переосмыслила, простила. Улыбка на фотографиях стала открытой. Вспоминая тяжелейшие для неё съёмки в “Неоконченной повести” она признала :
Я тогда обиделась на Бондарчука, но всё-таки мне пришлось понять простую истину: создавать что-то действительно ценное можно, лишь переступая через обиды и прочие эмоции. Входи в роль и делай то, что должен…